Распространение христианства, появление многочисленных отдельных групп христиан и христианских общин привело к многочисленным расхождениям в учении. Проповедники, главной целью которых было привлечение к христианству как можно большего количества людей, могли иногда, хоть и незначительно, подстроить проповедь под определённую группу людей. Но делалось это только для того, чтобы иметь возможность донести истину, так как, указывая на неправоту прямо и вызывая тем самым агрессию, проповедники лишили бы себя возможности сказать свое слово. Таким образом, они подходили к своим проповедям со всей христианской мудростью.
Позже эта проблема должна была разрешиться благодаря созданию посланий апостолов, которые обладали авторитетом и должны были укрепить единые идеи среди христиан. Однако, из-за того, что определенные группы христиан признавали авторитет какого-либо одного апостола, а других не признавали, снова происходили расхождения и объединение христиан не укреплялось. Этические и вероучительные споры увеличивались и распространялись, поэтому влияние апостолов не помогало создать единство среди христиан. К таким спорам относились сроки пришествия Христа, представления о Царстве Божием, а также сама сущность Иисуса Христа.
Споры касательно сущности Иисуса Христа продолжались достаточно долгое время, и имели большое количество расхождений. Например, иудеохристиане считали Иисуса Христа сыном Марии и плотника, другие христиане считали, что он появился в результате непорочного зачатия и был полубогом, отдельные группы христиан представляли его как божество. Хоть среди обычных христиан такие вопросы и не были значительно распространены, но подобные споры оказывали влияние на веру в целом.
Не меньше противоречий возникало и в общих вопросах, таких как отношение христиан к обществу, миру в целом, другим христианам. Сложности возникали в понимании пути к спасению и значении в этом определенных действий. Постепенно христианство окончательно отделилось от иудаизма, и начался его путь становления как полностью самостоятельной религии. Всё это сопровождается внутренними спорами внутри общин и между отдельными общинами. Такая активная борьба представляла опасность разрушения веры и единства между её последователями.
В результате этого появляется абстрагированное понятие церкви, происхождение которого произошло от расширения понятия экклесии. Христиане были уверены, что даже если отдельные верующие или их группы могут ошибаться в трактовке своего учения, то всё равно есть то, что объединяет их всех. Например, упоминание церкви в таком смысле встречается уже в послании Павла к Ефесянам, где говорится, что Иисус: «возлюбил церковь и предал себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее себе славною церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного...» (5:25-27).
Такое отвлеченное от людей понятие церкви способствовало появлению аппарата руководства христианскими общинами – клира, который начал отождествлять себя с этим понятием.