В Казани прошел фестиваль современного танца #StagePlatforma, проходящий при поддержке президентского фонда культурных инициатив, под эгидой министерства культуры Татарстана. В первый день на сцене театра оперы и балета состоялось сразу шесть премьер – четыре казанских и две мировых. Одна из них, успевшая наделать шума в социальных сетях, – одноактный спектакль «Личности Миллигана».
Второй день венчал торжественный гала-концерт с участием звезд балета и с шестью премьерами. Так, главная солистка Большого театра и ее партнер, а по совместительству муж, впервые привезли в Казань «Колыбельную». Не уступали артистам Большого и солисты Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. представил публике Шерлока Холмса. и - балет «Двое», навеянном поэзией Иосифа Бродского. Удивили зрителей и заграничные гости. Премьер «Астана-Оперы» показал на сцене свою жизнь через «Воспоминания».
Но всего бы этого казанский зритель не увидел без премьера театра им. Джалиля Именно он стал инициатором возникновения первого в Татарстане фестиваля современной хореографии. Мы поговорили с Олегом и узнали, сбылись ли его ожидания возложенные на юбилейную #StagePlatformу, как шла подготовка к фестивалю и что планирует делать в будущем.
- Когда ты не взрослый человек, а маленький ребенок, то за тебя решают родители. Моя мама увидела, что у меня очень много энергии. Избыток, я бы сказал, энергии. Она поняла, что надо куда-то ее надо девать. Так, в пятилетнем возрасте меня отдали в кружок какой-то хореографии - это был пока не балет. После пару занятий моей маме сказали: «Слушайте, ему тут скучно». Мне действительно было скучно. Я помню, как выходил за дверь и подсматривал, что они там делают, потому что программу я уже освоил. Маме посоветовали отдать меня в хореографическую школу в Харькове. Я попал к Елене Петровне Соловьевой. Она была самым лучшим педагогом в нашем городе, но я об этом узнал только через несколько лет. Мы с мамой пришли в день поступления [в балетную школу], меня сразу взяли. Все очень удивились этому, потому что к ней, оказывается, была очередь за год. Мама тоже была в шоке, не ожидала. Мы подумали: боже мой, как нам повезло.
- Там [в балетной школе] закалялся невероятный характер, благодаря чему, мне кажется, я сейчас не сдаюсь перед трудностями. Молодые люди действительно очень часто сдаются, не видя перспектив, как добиться результата. В школе же «мучали» до 10 часов вечера. Да, и к тому же мне нравились те возможности, которые мне давал балет. До 15 лет я ездил по разным странам: четыре раза был в Японии, пять раз в Испании, Канарские острова, Африка. Я был такой: вау! Когда ты ребенок столько ездишь по миру - большое впечатление.
Осознал, что хочу заниматься балетом в лет 15. Тогда я поняла, что хореография будет приносить мне хлеб и будет моим будущим. Как раз в этом возрасте я поступил в Белорусский хореографический колледж в Минске. Там я был одним из худших, мне нужно было начинать все заново. Помню, как я оставался репетировать в залах до 9-10 вечера, чтобы оттачивать мастерство.
- Человек-паук (смеется). Меня вдохновлял (артист балета, премьер Михайловского театра - Ред.). Именно из-за него я решил поступать в Белорусский хореографический колледж в Минске. Но когда я поступил Ваня уже выпустился. (артист балета, премьер Михайловского театра - Ред.) меня тоже вдохновлял. Пожалуй, эти два имени. Я равнялся на них, хотел быть похожим.
- Конечно, у меня есть свои заслуги: я и в конкурсах выигрывал, и заслуженный артист Татарстана, и съемки в кино, и проекты. Но пока я не достиг той точки, до которой я хочу дойти. То есть это все процесс, понимаете? Я наслаждаюсь процессом. Меня этому научил господин (британский актер, режиссер - Ред.).
До этого я долго изучал психологию, чтобы я как-то был готов к трудностям. Благодаря психологии и закалке, которую я получил в Харьковской балетной школе, я стараюсь не сдаваться при первых, вторых, пятых, десятых трудностях, которые возникают. Но того, чего я хочу, я пока не достиг.
- Как говориться: «Ты можешь предположить, а Бог располагает». Посмотрим, что будет дальше. Пока говорить не буду.
-
- Все прошло гармонично. Я невероятно рад за команду. Конечно, есть что корректировать. Но в целом я доволен нашим юбилейным сезоном. Я благодарен нашему министру культуры, Президентскому фонду культурных инициатив, директору театра .
Что касается целей, то одной из них было показать балет. Мы его показали. Нашим зрителям он понравился - в зале стояли пятиминутные овации. Вы знаете, зачастую после классических балетов - ты же тоже видишь зрителей - люди бегут в гардероб, чтобы быстрее забрать свои вещи. Тут я такого не увидел. Была совершенно другая публика - не та, которая ходит на классический балет. Мы были в шоке. Потому что не ожидали, что настолько воспримут наш балет. Пожалуй, это то, что лично я хотел достичь.
- Мне кажется, если мы будем показывать фестиваль два раза год - это будет неправильно. Зритель не успеет соскучиться. К тому же нам необходимо время, чтобы подготовить новую программу, а это довольно долго. Подготовка программы занимает примерно 7-8 месяцев. Чтобы вы понимали, мы вот только закончили, буквально передохнем три месяца, а потом снова готовиться. Необходимо наметить планы, цели.
На самом деле, я кайфую от процесса подготовки. Это безумные три дня. Я постоянно на сцене, не покидаю стен театра. Я не видел ни свою дочку, ни жену. Последние две недели надо было постоянно что-то доделывать, что-то переделывать. Какой-то артист не смог или заболел, ему надо сразу найти замену. Нелегкий процесс, но я так от него кайфую. Наверное, во мне есть предпринимательская жилка (смеется). Вообще я беру пример с руководителей театра и менеджеров артистов как наших, так и зарубежных.
- Спектакль называется «Личности Миллигана», чтобы сразу все поняли, что мы хотим показать личности Билли Миллигана, а не самого человека. Мы показали короткий промежуток его жизни - от 20 до 22 лет. Он совсем юн, у него сложные отношения с его отчимом. В этот период его жизни образы впервые начинают его спасать от трудностей жизни.
Почему я выбрал именно его? Здесь есть две мысли. Раньше мы хотели сделать это моноспектаклем, то есть только на меня одного. История дает такую возможность: перевоплощаться из одного героя в другого. Мы начали делать и я понял, что нужно звать и других артистов. Причем надо звать артистов не только из Казани, но и других театров. Мы пригласили солистов театра Станиславского и Немировича-Данченко. Был кастинг.
Есть вторая более глубокая мысль. Мне хотелось бороться с таким явлением, как дискриминация слабого ребенка. Хотелось показать родителям, что ребенку нужна любовь. Другими словами показать, что не нужно делать, чтобы не случился следующий Билли Миллиган. Мы делали именно с этим посылом, а не с тем, что нам раздули в комментариях. Как знаете, есть некоторые комментарии по типу «а почему вы сделали про американца, а не про русского?». Я скажу, что у нас в стране нет никакого Пети Петрова, который бы болел такой ситуацией и стал известным. Дайте мне такого человека, и я сделаю балет. Хотя я общался с докторами, чтобы узнать, как они видят людей с особенностями психики. В России тоже есть люди с раздвоением личности, но у них этих личностей не так много, как было у Миллигана.
- Давайте, возьмем балет «Эсмеральда». Балет давний, все знают эту историю. Там священник убивает. «Ромео и Джульетта» - сразу же убийство. В каждом балете на самом деле происходит что-то страшное, что-то из ряда вон. Когда мы ставили наш спектакль мы шли от другого мышления. Главное для меня, как руководителя, было показать хороший продукт, а как для актера - донести главную мысль. Я даже не задумывался о его психических расстройствах.
Я думаю, что сейчас это не тенденция, а сюжеты, которые интересно показать в кино. Сериалы не всегда нужны, чтобы из них взять что-то. Есть другие сериалы, от которых нужно брать. А такие сериалы просто развлекательные.
- У нас люди привыкли к классике, их никто и не знакомил с современным балетом. Поэтому и нужен наш фестиваль. У нас в театре не развит современный балет. Поэтому наш фестиваль с одной стороны - вызов, а с другой - ты зарождаешь грамотную культуру. На моих плечах огромная ответственность каждый раз, когда я готовлю программу профессиональных классических танцовщиков, которые умеют грамотно танцевать современный балет. У нас полно коллективов - я их уважаю, но я приверженец, что артист умеет сочетать в себе два стиля. Я всегда приглашаю своих друзей, которые могут это делать. Я им говорю: «Ребята, давайте делать новые номера». Они мне отвечают, что давай. Это меня, как хореографа, сподвигает расширять свой кругозор, делать новое. В свою очередь, артист расширяет свой репертуар. Мне кажется, я созидаю развитию. Мы сейчас на правильном пути, чтобы создать грамотную современную хореографию.
- Для этого у нас есть ведущий и программка. Мы все продумали. Мне говорили, что кто-то даже книгу прочитал. Но мы не делали по книге, мы делали свое. Включили свое воображение и либретто от (артист балета, хореограф - Ред.). Мы взяли только часть жизни Билли. Вы представляете, только часть, а что будет дальше? Вау!
- Мы разговариваем о том, чтобы сделать второй акт. Многим зрителям не хватило, все хотят посмотреть еще раз. Это приятно, на самом деле. Очень приятно. Первый балет, а публика «скушала» с радостью, как тирамису. Поэтому они хотят «добавки». Сейчас мы работаем над сценарием. Какая-то часть у нас уже готова, (композитор - Ред.) написал уже второй акт. У Олега [Габышева] хореография уже в голове. Осталось просто доделать и все. Главное, чтобы опять не было активистов в соцсетях. У нас хороший балет.
- Есть, пока не скажу о чем. Нежелательно говорить, что-то заранее. Насмешишь не только остальных, но и себя, если что-то не сделаешь. Я приверженец того, чтобы сдерживать свои обещания. Поэтому давайте пока подождем. Но есть, я уже обсуждал идею. Понравиться (улыбается).
- Я продолжил, но взял паузу на два года. Надо было переварить. К тому же я знал, что пока я молодой, надо еще потанцевать. Может быть меня еще пугал весь этот интерес к моей личности. Мне поступали предложения от Netflix, Disney+, Marvel, HBO. Когда тобой интересуются такие крупные компании тебе вроде бы и интересно и вроде бы страшно. Я позвонил своему агенту и сказал, что пока хочу сконцентрироваться на балете.
А через два года моя подруга и партнерша по сцене предложила мне сыграть ведущую мужскую роль в фильме. Я согласился, потому что это фильм про нее. Тем более, там играет . Плюс хороший молодой режиссер. Я готовился к съемкам около пяти месяцев. Работал над английским и акцентом. Очень рад новому актерскому опыту.
- Это картина о юной американской балерине Джой, которая хотела учиться в России. Но из-за сложной политической ситуации ей пришлось пройти через большие трудности - к ней относились неподобающе, не давали роли, ссылаясь на то, что она американка. Я непосредственно играю мужа Джой, за которого она выходит замуж, чтобы получить гражданство. Мой герой помогает ей, в последствии влюбляется в Джой. Дальше вы все увидите в кино. Оно, как мне говорили, должно выйти на Каннском фестивале. Но посмотрим.
Вы знаете, я бы еще кого-нибудь сыграл.
- Я бы сыграл супергероя. Конечно, многие знаменитые актеры говорят: «Хочешь загубить карьеру, сыграй супергероя». У тебя потом клеймо на всю жизнь. Ты сыграл, условно скажем, Железного человека, и тебя уже ассоциируют только с ним. Но для меня сыграть супергероя - мечта детства. Будучи ребенком я часто представлял себя Спайдерменом, Капитаном Америкой или Железным человеком, поэтому хочу сыграть супергероя. Посмотри, что будет в будущем.
- Мне нравится . У него очень хорошие работы. тоже хорош. Я бы еще раз снялся у Рэйфа Файнса. Он очень тонкая душа, любящая Россию. Он делает очень грамотно, очень точечно. Да много у кого хотелось бы сыграть. Сейчас актеры пробуют себя в режиссуре. Я знаю, чтоснимают кино. Я бы хотел у каждого попробовать посниматься, ведь каждый режиссер своеобразный.
- Посмотрим, посмотрим. Все должно плавно переходить и выстраиваться. В наших реалиях пока трудно что-то планировать.
- Две недели назад меня пригласили в Римский театр оперы и балета, чтобы я там был премьером. Меня и другие театры до этого приглашали. Но я понимаю, что, например, #StagePlatformу я там не сделаю. Там совершенно другой менталитет, другая система работы. Чтобы зарекомендовать себя в новом театре, нужно около трех лет. Придется стать заложником театра. Я и здесь тоже много работаю, но я благодарен руководству, что они дают мне участвовать в проектах и создавать что-то свое. К тому же тут моя семья: дочь, жена и ее родители. Теперь тут еще и мои родители. На данный момент я пока здесь. Но загадывать ничего не хочу. Не знаю, что будет завтра. Пока что мне здесь нравится. Я люблю казанскую публику, люблю наше руководство.