Дети и война – два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом со взрослыми,
своим посильным трудом старались приблизить победу
Сокольский рейд
Анна СЛЮНЯЕВА: «В годы Великой Отечественной войны наша семья проживала в селе Соколки Мамадышского района, где ещё на заре Советской власти была сформирована как самостоятельная производственная единица – «Сокольский рейд». В его задачу входило отправка плотами в транзит по Волге заготовленной древесины. В 1941 году основная масса сплавщиков ушла на фронт, на их место стали женщины и подростки, которые успешно справлялись с возложенными на них задачами по сплаву кругляка. Одновременно рубили лес, заготавливали дрова, возили на лошадях на берег реки Камы, а затем баржами отправляли в Казань. Горя нахлебались. Мой отец – Александр Сергеевич был тяжело ранен в бою, комиссовался в 1943 году, как инвалид первой группы, вернулся на родину с орденом Отечественной войны. Мы учились в одной школе с эвакуированными детьми из Ленинграда, по мере сил и возможностей всегда стремились поддержать их и физически, и морально».
Безстажный «водила»
Александр УЛЬЯНИН: «Шереметьевка отправила на фронт более 800 человек, 345 из них не вернулись в родные края. Из нашей семьи мобилизовались отец и два моих старших брата. Нас, малолеток, осталось у матери четверо. Сельчане жили общей жизнью со всей страной: женщины и дети работали для фронта, для Победы. А я, последыш, познал, крестьянский труд только по окончании войны, когда закончил 4 класса. Тогда на страду к нам приезжали сезонные рабочие из Казани. Для них была организована полевая кухня, обслуживать которую выделялась подвода. А я был «водилой» этой подводы, точнее, кобылы. Подвозил дрова, воду, всевозможные бидоны. Но самое трудное для меня было – это запрячь непослушную лошадь. Она никак не хотела, чтобы надевали на неё хомут, и поднимала голову, а я не доставал этой высоты (приходилось подводить её к телеге, чтоб справиться с этой проблемой). А ещё с трудом затягивал супонь: не хватало силёнки. Но потом всё наладилось, работал по-взрослому. Только вот в трудовой стаж мои «подвиги» никто не засчитал».
«Треугольники» на фронт
Таисия КАЗАКОВА: «В военное время все письма на фронт можно было отправлять бесплатно. Конечно, это было сделано не случайно: конвертов не было, да и с бумагой целая проблема. И тут выручали письма-треугольники, которые смастерить нам, детям, не составляло никаких трудностей. Брали прямоугольный лист бумаги, складывали его по диагонали справа налево, а потом пополам – слева направо. После такой процедуры внизу оставалась узкая полоска, которая служила как бы клапаном. Его заправляли внутрь треугольника, предварительно загнув углы. Конверт готов. Письмо не заклеивали, марка на него не требовалась. На лицевой писали адрес, а тыловую сторону оставляли чистой. В связи с дефицитом бумаги старались её оставшееся пространство заполнить мелким и, конечно, аккуратным почерком, чтобы как можно больше сообщить о нашей семейной жизни своему родненькому папочке».
Подборку подготовил Александр НИКОНОВ.