Обзор острой и увлекательной книги по истории Европы, изданной "РИПОЛ Классик" в 2013-м. В аннотации к книге сказано, что Стефан Кларк - "влюблённый во Францию британский писатель, делает интересное открытие: одни и те же ключевые события рассматриваются соседями по Ла-Маншу с диаметрально противоположных берегов... и предупреждает, что тысячелетняя история обид ещё не закончена..."
Перевод с английского И. Литвиновой.
Есть под аннотацией предупреждение: "Издание содержит научную/научно-техническую/статистическую информацию".
Прошлое никогда не умирает. Оно даже не проходит. Уильям Фолкнер
Ваша правда - это неправда
Лучшее из того, что есть между Англией и Францией, - это море.
Дуглас Уильям Джерролд (1803-1857), английский писатель, с 448
За этой книгой в библиотеке пришлось карабкаться по стремянке под потолок, к верхней полке - почему-то самые интересные книги обычно оказываются очень высоко или слишком низко. Изредка библиотекарям удаётся лишить меня удовольствия и самим вспорхнуть по шатким ступенькам или вчетверо сложиться у полки, - обычно успеваю найти и взять сама 😉
Удивило то, что из нескольких тысяч томов, которые держала в руках за год, только у этой книги самая настоящая пластиковая прозрачная обложка и она не от кого-то из читателей - номер моего формуляра записан первым. Возможно, что книга была на выставке новинок и удительно, что никто ею раньше не заинтересовался - написано бодро и, поскольку мы не французы, для нас не обидно. Если Стефан Кларк решит написать что-то в подобном стиле о русских, то...
Предметом для анализа Стефан Кларк выбрал период с 1066-го по 2000-е годы - от высадки нормандцев на Британские острова (а они, говорит автор, викинги, и им французы отдали Нормандию, чтобы не разоряли Париж) до приключений во Франции английских королей, двух мировых войн и скандала с отказом Франции ввести свои войска в 2003-м в Ирак. И поскольку французы всё ещё не освободили от себя территорию Франции и она не является частью Великобритании, постольку нет веских оснований прекратить тысячелетние придирки)
В библиографии Стефан Кларк перечисляет исторические и литературные источники, датированные с 1080-го по 2007-й.
И это было всё-таки согласие - скорее понимание, а не альянс, - и к тому же сердечное - вежливо, но ни в коем случае не дружеское. С 340
Стефан Кларк - мастер чеканных заголовков
Если понимание истории у автора книги предвзятое и откровенно несправедливое к французам, то заголовки просто на заглядение. Например, такие:
Жанна д'Арк как жертва французской пропаганды. Миссия Жанны: спасти дельфина
Речь, понятное дело, об очередном этапе войны Англии с Францией, 15-й век и Жанна д'Арк, простолюдинка, мечтавшая спасти свою страну.
И при чём тут дельфины? - спросите Вы, а я отвечу: оказывается с 1350 до 1830 годов мужских наследников королевского трона называли дельфинами и лишь потому, что на их личном гербе рядом с королевской лилией красовались эти морские животные. Дофин - это дельфин 🐬
👑 Миссия оказалась выполнимой и на волне военных успехов и популярности Жанны дофин Карл и в Реймсе 17 июля 1429 коронован как король Франции Карл VII.
Жанна хотела вернуть французам Париж, но горожане подняли мост и отрезали ей путь к возвращению. Англичане её получили в плен за 10000 турских ливров и за целый год король Карл VII ничего не сделал для её выкупа (так пишет Стефан Кларк).
Жанна д'Арк пошла на "сделку со следствием": надела женское платье и поставила вместо подписи крестик под признанием вины, однако её снова обманули и казнили. Хуже того, и Карл VII, и католическая церковь надеялись, что о Жанне все быстро забудут.
Практически каждый достойный дом или замок, построенный в Англии с 1330 по 1450 год, был хотя бы частично оплачен деньгами, выкачанными из Франции. С. 116
Мария, королева Шотландии: французская голова на шотландских плечах
Мария была дочерью француженки, с пяти до девятнадцати лет жила во Франции, получила французское воспитание, в шестнадцать лет стала королевой Франции (одновременно и королева Шотландии). Казнён в Англии по приговору, подписанному королевой Елизаветой I.
С её смертью Франция лишилась единственного в Европе человека, который мог реально занять английский трон, не заставляя изощряться французского посла. Франция потеряла потенциальную колонию, а всё из-за упрямого нежелания стать опорой для человека, который наилучшим образом представлял её интересы. С. 144
В общем, впечатление от книги двойственное: развлекательная составляющая похвальна, однако по сути Стефан Кларк всего лишь ещё подбросил дровишек в костёр взаимного недоверия и обид (если не вражды) между англичанами и французами. Он живёт во Франции)
12 ноября 2022 г., @korchma_t