Найти в Дзене
Анна Бердникова

У подростка исчезли ориентиры и авторитет

Из рабочего процесса:

Моего сына семиклассника в новогодние каникулы как будто подменили. Он перестал прислушиваться к нашему мнению, очень неуважительно отзывается о школе, у него как будто исчезли ориентиры и авторитеты. Его успеваемость за эти полтора месяца упала настолько, что я опасаюсь заглядывать на его страничку в «дневник.ру» - красные строчки меня расстраивают. Мы пробовали строжиться, он не слышит нас. Пробовали разговаривать мягко: сынок, так нельзя, ты губишь свое будущее… Тоже не работает. Единственное, что еще для него имеет значение – это компьютер. Чтобы сесть за компьютер, необходимо предъявить домашнее задание. Со скрипом, но пока это работает. Сейчас даже думать страшно о том, куда мы движемся. Что делать, как вернуть отзывчивого и доброго мальчика, которого заменил унылый и депрессивный дикарь?

Для разрешения возникшей ситуации давайте попробуем цивилизованный путь диалога.

Начнем с конца: вы совершенно правы в том, что компьютер в качестве рычага давления работает «пока». В тот момент, когда ваш подросток поймет, как важно для Вас сохранять контроль, и какую в этом роль играет компьютер, он может отпустить происходящее со своей стороны со словами: «Не будет компьютера, да и бог с ним, не очень-то и хотелось!». Тогда у родителей не останется способа влиять на ситуацию. И возможно, произойдет взрыв в отношениях. Чтобы не доводить ситуацию для взрыва, давайте попробуем ослабить напряжение вокруг компьютера. Можно ли компьютер вывести из разряда наград в разряд ежедневных рутин? Каждый день мы ужинаем и чистим зубы, точно также для разнообразных нужд используем компьютер. Причем, чем разнообразнее, тем лучше. Хорошо, если при этом окружающие подростка взрослые также используют компьютер не только для развлечения, но и для работы и разнообразных полезных вещей.

Когда возникают проблемы, начинает казаться, что они закрывают собой буквально все. Однако важно помнить, что это не так. Наверняка в Вашем общении с сыном случаются спокойные моменты, когда Вы спокойны, ничего от ребенка не требуете, ему нет нужды оберегать от Вашего давления границы. Чаще всего такие моменты могут случаться в субботние вечера, когда неделя закончилась, а следующий рабочий день не завтра. Такие моменты не стоит пускать, ими нужно пользоваться для улучшения взаимоотношений. Заниматься совместными делами, которые радуют вас обоих (или всю семью). Чем больше Вы за выходные накопите положительных впечатлений, тем легче Вам будет общаться на рабочей неделе. В такие моменты стоит разговаривать о жизни, о будущем, о мечтах, вспоминать, какие мечты были у Вас в возрасте сына, какие из них и благодаря чему осуществились, какие нет и почему это произошло, на Ваш взгляд. Если бы у Вас была машина времени, что бы Вы изменили и каким образом.

От общих разговоров можно постепенно переходить к более конкретным, имеющим отношение к происходящему прямо сейчас. Например, если говорить о мечтах о будущем, то можно постепенно от отдаленного будущего нескольких лет тому вперед вернуться в сегодня и посмотреть, как сегодняшние дела помогают достижению этого желаемого будущего; как отношения, которые строятся прямо сейчас, работают на это будущее. Если ребенок, скажем, видит себя крупным руководителем, то это означает, что ему предстоит проявлять гибкость и дальновидность на регулярной основе. Насколько при этом дальновидно и гибко проявлять упрямство в несоблюдении правил учителя русского языка, от отношений с которым в том числе зависит отметка в аттестате – документе, который будем помогать или мешать в продвижении к задуманному?

Можно рассмотреть, что представляет собой деятельность крупного руководителя, развития каких навыков она требует? Можно ли что-то из того, что потребуется тогда, развивать прямо сейчас в имеющихся обстоятельствах? Как именно это можно сделать? По каким признакам и критериям можно верифицировать развитие?

Какие правила и условности предстоит соблюдать человеку, настроенному на то, чтобы стремительно расти по карьерной лестнице? Какую роль в социуме выполняет уважение? Чем отличается демонстрация уважения от ощущения уважения? Каким может стать сообщество людей, лишенное уважения, как регулятора определенных взаимодействий?

Обсуждение подобных вопросов может превратить школьное обучение из унылой рутины в увлекательный квест, а соблюдение требуемых правил станет прекрасным тренажером для грядущих свершений в желаемом будущем.