Найти в Дзене
Muvahhid Blog

Достоинства сур Аль-Бакара и Аль-Имран, Тафсир Ибн Касир

Сура «Бакара» (Корова)-2 Сура «Бакара» (Корова)-2
بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين، و الصلاة و السلام على محمد و على آله و أصحابه أجمعين
Предисловие к комментарию суры «Корова» Достоинства суры «Корова»
Имам Ахмад передал в «Муснаде» (5/26): «Нам рассказал ‘Арим: «Нам рассказал Му‘тамир со слов своего отца, со слов одного человека, со слов отца этого человека, со слов Ма‘каля ибн Йасара, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Сура) «Корова» является вершиной Корана, с каждым ее аятом спускается восемьдесят ангелов. (Аят «Курси», аят Престола – ) «Аллаху ля иляха илла хува аль-хаййуль-коййуум» был доставлен из-под Трона, и (Трон) связался с ним» или «связался с сурой «Корова». (Сура) «Йасин» является сердцем Корана; кто прочтет ее, желая при этом лишь (благоволения) Аллаха и вечного местопребывания, то ему простятся его грехи; читайте же ее мертвым». Этот хадис передал лишь Ахмад («тафаррода» – указание на малоизвестность и отсутствие
Оглавление

Сура «Бакара» (Корова)-2

Сура «Бакара» (Корова)-2


بسم الله الرحمن الرحيم


الحمد لله رب العالمين، و الصلاة و السلام على محمد و على آله و أصحابه أجمعين


Предисловие к комментарию суры «Корова»

Достоинства суры «Корова»
Имам Ахмад передал в «Муснаде» (5/26): «Нам рассказал ‘Арим: «Нам рассказал Му‘тамир со слов своего отца, со слов одного человека, со слов отца этого человека, со слов Ма‘каля ибн Йасара, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Сура) «Корова» является вершиной Корана, с каждым ее аятом спускается восемьдесят ангелов. (Аят «Курси», аят Престола – ) «Аллаху ля иляха илла хува аль-хаййуль-коййуум» был доставлен из-под Трона, и (Трон) связался с ним» или «связался с сурой «Корова». (Сура) «Йасин» является сердцем Корана; кто прочтет ее, желая при этом лишь (благоволения) Аллаха и вечного местопребывания, то ему простятся его грехи; читайте же ее мертвым». Этот хадис передал лишь Ахмад («тафаррода» – указание на малоизвестность и отсутствие свидетельств, подтверждающих хадис, а именно: второго и третьего предложения). Тирмизи (№2878) передал через Хакима ибн Джубайра – а в нем имеется слабость – со слов Абу Солиха, со слов Абу Хурайры, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У каждой вещи есть вершина, а вершиной Корана является (сура) «Корова». В ней есть аят, являющийся главой аятов Корана – это аят Курси». Ахмад в «Муснаде» (2/284), Муслим в «Сахихе» (№780), Тирмизи (№2877), Насаи в «Коране» (40) передали от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не превращайте ваши дома в могилы. Ибо поистине, сатана не входит в дом, в котором читается сура «Корова»». Тирмизи сказал, что это – хороший достоверный хадис. Абу ‘Убайд аль-Касым ибн Салям сказал: «Нам рассказал Ибн Абу Марьям со слов Ибн Лухай‘и со слов Йазида ибн Абу Хубайба со слов Синана ибн Са‘да со слов Анаса ибн Малика, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, сатана выходит из дома, в котором читается сура «Корова»». Синан ибн Са‘д или наоборот (Са‘д ибн Синан) – Ибн Ма‘ин назвал его заслуживающим доверия, а Ахмад ибн Ханбаль и другие назвали его хадисы неприемлемыми. Абу ‘Убайд передал от Ибн Мас‘уда, что он сказал: «Поистине, сатана убегает из дома, в котором слышится сура «Корова»». Насаи передал его в «аль-Йаум валь-ляйля» (№964), а Хаким – в «Мустадраке» (2/260) через Шу‘бу и сказал: «Цепочка передатчиков достоверна». Ибн Мардавайх передал от Ибн Мас‘уда хадис от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в котором, в частности, сказано: «… поистине, сатана убегает из дома, в котором читается сура «Корова». И самым маленьким из домов является тот, который пуст от Книги Аллаха». Его также передал Насаи в «аль-Йаум валь-ляйля» (№963). Дарими передал в своем «Муснаде» от Ибн Мас‘уда: «В каком бы доме не читалась сура «Корова», сатана непременно покидает его, выпуская кишечные газы». И он сказал: «Поистине, у каждой вещи есть вершина, а вершиной Корана является сура «Корова». Поистине, у каждой вещи есть душа, а душой Корана являются расчлененные суры». Также он передал через Ша‘би, что Ибн Мас‘уд сказал: «Кто прочтет десять аятов суры «Корова» ночью, той ночью сатана не войдет в этот дом: четыре аята в ее начале, аят Престола, два аята за ним, три аята в ее конце». В одной версии сказано: «Сатана не приблизится ни к нему, ни к его семье. Нет ничего для него ненавистнее (чем это). И если ее прочтут для помешанного, он непременно очнется».

-2

От Сахля ибн Са‘да передается, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, у каждой вещи есть вершина, а вершиной Корана является сура «Корова». Кто прочтет ее дома ночью, сатана не войдет в этот дом в течение трех ночей. А кто прочтет ее дома днем, то сатана не войдет в этот дом в течение трех дней». Его передал Абуль-Касым Табарани («Кабир» №5864), Абу Хатим ар-Рази, Ибн Хиббан в своем «Сахихе» (№780) и Ибн Мардавайх. Бухари (№5018) передал от Усайда ибн Худайра, что он читал суру «Корова» (в своем сарае), и его лошадь, привязанная возле него, вспрыгнула и пришла в движение. Он остановился, и она затихла. Он продолжил читать, и она опять вспрыгнула и пришла в движение. Он остановился, и она затихла. Он продолжил читать (Коран), и она снова вспрыгнула и пришла в движение. Он прекратил (читать) – ибо его сын Йахйа был вблизи нее. Он побоялся, что (лошадь) затопчет его (сына), взял его, и поднял голову к небу, (увидел облако и смотрел на него,) пока он не потерял это из виду. А наутро он (отправился к) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказал ему об этом. Тогда (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Читай, о сын Худайра». (Усайд) сказал: «О посланник Аллаха, (мой сын) Йахйа был близко, так что я побоялся, что (лошадь) затопчет его. Я подошел к нему и поднял голову к небу. И (я увидел) что-то подобное облаку (над моей головой), в котором было что-то наподобие светильников. Они поднялись (в небо), и я потерял их из виду». Тогда (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ты знаешь, что это?» (Усайд) ответил: «Нет». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это ангелы, которые приблизились на твой (читающий) голос. И если бы ты продолжал читать, то наутро люди увидели бы их, и они не скрывались бы от них». Так его передал Имам Абу ‘Убайд аль-Касым ибн Салям в книге «Фадаиль». Это передано (Муслимом №796) от Усайда ибн Худайра с несколько другим текстом. Подобно передано о Сабите ибн Кайсе ибн Шумасе, да будет доволен им Аллах, Абу ‘Убайдом (122) от старцов Медины. Цепочка передатчиков (была бы) хорошей, если не неизвестные личности (старцы Медины) и не отосланность («мурсаль») этого сообщения. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Достоинства сур «Корова» и «Семейство Имрана»
Имам Ахмад передал (5/248) через Башира ибн Мухаджира от Бурайды, что он сказал: «Я сидел возле пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и слышал, как он говорил: «Изучайте суру «Корова», ибо взятие ее – благодать, а оставление ее – разочарование. И ложное (колдовство) не одержит над нею верх». Затем он помолчал некоторое время, а потом сказал: «Изучайте суру «Корова» и «Семейство Имрана», ибо поистине, они являются двумя цветками (светочами), которые будут в День воскресения осенять того, кто читал их, наподобие двух облаков, или двух знаменен, или двух групп парящих птиц. И воистину, Коран встретит того, кто читал его, в День воскресения, когда могила вскроется над ним, в виде человека с измененным цветом (кожи) и скажет ему: «Ты узнаешь меня?» Тот ответит: «Я тебя не узнаю». Он скажет: «Я – твой товарищ (Коран), который жаждал тебя в полдень и не давал тебе спать ночью. Поистине, каждый торговец будет позади своей торговли, а ты сегодня будешь позади всех торговель». Ему будет дано в правую руку владение, а в левую – бессмертие. На его голову будет надета корона достоинства, а его родители будут одеты в две одежды, которые не смогут оценить обитатели мира ближнего. (Родители) спросят: «За что мы одеты в это?» (Им) будет сказано: «За то, что ваше дитя держалось Корана». Затем ему будет сказано: «Читай и поднимайся по ступеням и помещениям рая». И он будет подниматься, пока будет читать (Коран) быстро или медленно». Ибн Маджа передал (№3781) часть этого хадиса тоже через Башира ибн Мухаджира. Его цепочка передатчиков является хорошей согласно условиям Муслима, ибо хадисы Башира ибн Мухаджира передавал Муслим, а Ибн Ма‘ин назвал его заслуживающим доверие. Насаи сказал: «С ним нет ничего плохого, если только не то, что Ахмад ибн Ханбаль сказал о нем: «В его хадисах есть неприемлемость, однако они принимаются во внимание и содержат удивительное». Бухари сказал: «Он противоречит в некоторых хадисах». Абу Хатим ар-Рази сказал: «Его хадисы записываются, но (сами по себе) не служат доказательством». Ибн ‘Адий сказал: «Он передал то, что не передавали другие». Даракутни сказал: «Он – несильный». Я говорю: Однако для некоторых частей этого хадиса имеются подтверждающие свидетельства. Среди их – хадис Абу Умамы аль-Бахили. Имам Ахмад передал (5/249) от Абу Умамы, что он сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Читайте Коран, ибо, поистине, в День воскресения он будет заступником за того, кто его читал. Читайте два цветка: (суру) «Корова» и (суру) «Семейство ‘Имрана». Ибо поистине, они явятся в День воскресения наподобие двух облаков, или наподобие двух знаменен, или наподобие двух групп парящих птиц, и будут защищать (аргументами) тех, кто читал их. Читайте суру «Корова», ибо поистине, взятие ее – благодать, а ее оставление – разочарование. И дурное не в состоянии (ничего сделать) против нее». Муслим передал (№804) этот хадис от Абу Умамы по другой цепочке передатчиков. «Два цветка» – это два светоча. «Два знамени» – это то, что затеняет для тебя сверху. «Группа» – это часть чего-то. «Парящие» – это сплоченные в ряду. «Ложное» – это колдовство. «Не одержит (верх) над ней» – (эта сура) защитит его от них, другие сказали, что колдовство не сможет проникнуть в ее чтеца. А лучше всего об этом известно Аллаху. Ахмад передал (4/183) от Навваса ибн Сам‘ана аль-Килаби, что он сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «В День воскресения приведут Коран и тех, кто читал его, а впереди их будут сура «Корова» и сура «Семейство Имрана»». Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, привел для этих (двух сур) три примера, которые я не забыл после того, как он сказал: «Они подобны двум облакам, или двум черным затеняющим (вещам), между которыми имеется свет, или двум группам парящих птиц, которые защищают при помощи доводов тех, кто читал их». Это передал Муслим (№805) и Тирмизи (№2883), который сказал: «Малоизвестный хороший хадис».

Абу ‘Убайд (с. 126) передал слова Ка‘ба о сурах «Корова» и «Семейство Имрана»: «Клянусь Тем, в чьей длани находится моя душа, в них есть имя Аллаха, и если совершить ею мольбу, то на нее будет отвечено». Также он передал от Са‘ида ибн Джубайра, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Кто прочтет суру «Корова» и «Семейство Имрана» за одну ночь станет – или будет записан – в числе смиренных». В цепочке передатчиков имеется оборванность. Однако достоверно передано в двух «Сахихах», что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочел обе (суры) в одном рак‘ате.