Третий день допроса Николая Шухова 07.11.2022г
В начале заседания присяжным заседателям была продемонстрирована аудиозапись допроса Алексея Аникевича от 2004г, когда он пришёл в отдел Першина сдать пистолет ТТ.
И если в 2004г этот пистолет сдали, чтобы не убивать Фургала по заказу Зори, то спустя 20 лет этот эпизод стал инсценировкой Фургала, Карепова и Першина, якобы хотевших заставить Зорю покинуть Россию под угрозой уголовного преследования.
На второй видеозаписи также был и Николай Шухов, который в присутствии другого сотрудника Эдуарда Мокшина и понятых досматривали пистолет, который принёс Аникевич. Он был завернут в слой бумаги, газету и несколько слоев пакетов.
После демонстрации видео Николаю Шухову стали задавать вопросы.
Адвокат Борис Кожемякин:
- Николай Александрович, Вы вспоминаете эту видеозапись?
Николай Шухов:
- Эти события я не помню. Первая часть снята в другом кабинете, там я однозначно не принимал участие, во второй части был я, но это обычная рабочая текучка, и я не смог запомнить.
- Перечислите действующих лиц на этой записи.
- На видео я узнаю себя и своего коллегу Эдуарда Мокшина, который в перчатках пытался разобрать пистолет, но не смог этого сделать. Он представился заместителем начальника отдела.
- Участвовал ли в этом действии представитель прокуратуры?
- Этот человек как раз находится за кадром и делает видеозапись.
- Что Вам известно, проводилась ли какая-то дактилоскопическая экспертиза по этим пистолету, пакетам, патронам?
- Мне не известна дальнейшая судьба пистолета и тех документов, которые я изготовил. Моя функция была - 10-минутное составление документа, а дальше Першин занимался этим самостоятельно, это была его разработка или комбинация, что-то такое.
- Вы там представились старшим оперуполномоченным в звании капитана полиции. Обычно при изъятии таких предметов какие действия совершаются?
Судья посчитал, что это не относится к рассматриваемому делу.
Адвокат Кожемякин:
- Следующий вопрос. Мы правильно поняли, что в вашем присутствии не смогли извлечь патроны из патронника?
Шухов:
- Да, они даже не смогли передернуть затвор. На мой взгляд, этот предмет не пригодный к использованию в качестве оружия, его даже не смогли разрядить, то есть он смог извлечь магазин - человек, который умел обращаться с оружием - и даже не смог передернуть затвор, чтобы из ствола вынуть патрон, если он там есть.
Адвокат Михаил Карапетян:
- Першин был Вашим руководителем, а как назывался ваш отдел?
Шухов:
- Отдел по раскрытию грабежей и разбойных нападения.
Судья:
- Давайте без повторных вопросов.
Адвокат Карапетян:
- Часто ли вам приходилось заниматься делами об убийствах?
Шухов:
- Никогда мы не занимались ни покушениями, ни убийствами.
Несколько вопросов были отведены как повторные.
Почему Аникевича допрашивали сотрудники его отдела, Шухов не знает.
Адвокат Кожемякин:
- Известны ли Вам бывшие сотрудники УБОПа, которым руководил Першин, Иванов и Топорков? И если они Вам известны, не могли бы Вы сразу пояснить об их причастности к убийству Зори?
Шухов:
- Я таких людей знаю, они работали в УБОПе в отделе по борьбе с организованной преступностью. А причастности их к каким-либо преступлениям мне не известно, и о том, что ими руководил Першин, я тоже впервые слышу. Он работал в Управлении уголовного розыска, это разные направления.
У адвоката Алексея Смирнова вопросов не было.
Адвокат Артём Раевский:
- Вам что-либо известно от коллег или из учётных баз данных о том, что по факту убийства Зори у него дома была найдена обойма с серийным номером, который совпадал с номером пистолета ТТ, выданный вам Першиным?
Шухов:
- Нет, мне это не известно.
- Вам известен такой сотрудник Ломоносов Сергей Юрьевич?
- Этот человек работал в УВД Железнодорожного района г.Хабаровска, по линии... что-то связанное с наркотиками.
- Вам что-либо известно о том, что на месте убийства Зори случайно оказались два оперативных сотрудника, один из которых впоследствии работал в УБОПе, в отделе, который возглавлял Першин?
- Нет, не известно.
- Наумов Руслан Николаевич Вам известен?
- По фотографии, может быть, узнал бы.
- Вам рассказывал когда-либо Мистрюков о своей причастности к совершению убийств в отношении Зори, Булатова, покушения на Смольского? Или, может быть, не только он, но и иные лица, такие как Ковшар, Трушко?
- Сам Николай Владимирович мне не рассказывал о причастности. Был разговор с его женой Натальей, она говорила, что он ничего не совершал, ни в чем не виноват. Тогда я её спрашивал, зачем он пытается себя оговорить, она мне пояснила, что это условие их сделки, о которой он договорился со следователями - отдаю долю, даю показания...
Судья:
- Свидетель, Вы уже переходите к недопустимым моментам, а именно к процедуре получения доказательств.
[Не подкопаться к формулировкам :)]
Прокурор Щербаков:
- Я прошу разъяснить присяжным заседателям, что дача ложных показаний не может быть условием досудебного соглашения.
Подсудимые рассмеялись.
Адвокат Кожемякин возразил на слова прокурора:
- Досудебное соглашение никогда не было гарантией того, что человек говорит правду. В законе сказано, что если гражданин, заключивший досудебное соглашение, потом меняет свою позицию, то он потом подлежит привлечению к уголовной ответственности на общих основаниях.
Судья стал объяснять присяжным, что такое досудебное соглашение.
Адвокат Кожемякин вновь возразил:
- Смысл любого судебного разбирательства заключается в установлении истины по делу. Свидетель показал, что он встречался с Мистрюковым и его женой, никаких там следственных действий нет. Если то или иное лицо, заключив досудебное соглашение, извлекает пользу, и очень часто корыстную, для себя или для своей семьи, то законодатель это предусмотрел. Если его досудебное соглашение будет опровергнуто в ходе судебной или следственной процедуры, то это лицо подлежит ответственности на общих основаниях. Поэтому идея законодателя не заключалась в том, что если ты солгал, заключил досудебное соглашение, держись до конца, сынок, иначе тебя привлекут к усиленной ответственности и т.д. В УПК этого нет. Сторона защиты заинтересована в установлении истины.
Сергей Фургал в очередной раз высказал возражение на действия председательствующего, в том числе он сказал, что у Мистрюкова два досудебных соглашения, причём они взаимоисключающие.
Судья прервал Сергея Ивановича, чем вызвал его негодование. И получил замечание.
Адвокат Раевский:
- Николай Александрович, Вы сказали, что Першин не рассказывал Вам о своей осведомленности об убийствах Зори, Булатова и покушения на Смольского. Отсюда уточняющий вопрос: может быть, от Ковшара или Трушко Вы что-то слышали о причастности моего подзащитного, Андрея Карепова, к данным преступлениям?
Шухов:
- Я с Ковшаром и Трушко знаком, но я с ними не контактировал лично, один на один встреч не было, бесед тоже не было. Я на всех беседах был случайным участником. И при меня ничего такого они не рассказывали. Про Карепова мне никто ничего такого не рассказывал.
- Вы сказали, что Першин после освобождения неоднократно приезжал в офис к Мистрюкову за материальной помощью, после чего Николай Владимирович Вам поручал передачу денег. О каких суммах речь?
- Это был 2019г, по-моему, в феврале он освободился, или в начале марта, и вот после этого он несколько раз приезжал к Мистрюкову. Речь шла о суммах в пределах 50000 рублей. Он просил эти деньги на свои личные нужды, Мистрюков относился к этому с пониманием.
У адвокатов Михайловской и Сарбашева вопросов не было.
Сергей Фургал:
- В момент распечатывания пистолета Першин присутствовал? Он мог видеть номер пистолета?
Николай Шухов:
- В момент видеосъемки Першин присутствовал за кадром, он молчал и не попал в кадр. Конечно, он всё это видел. Также, как и протокол, который я составил.
- А всё-таки куда мог деться пистолет?
Судья:
- Сформулируйте точнее. Это риторический вопрос. Свидетель уже пояснил, что он только составлял протокол.
Фургал:
- Першин к Вам когда-нибудь обращался с просьбами, предложениями, касающимися этого уголовного дела?
Вопрос отведен.
- На допросе Мистрюков заявил, что у нас с ним всё было 50 на 50, я мог спокойно приходить, брать любые суммы денег и не отчитываться. После ареста Мистрюкова кто занимался управлением компании?
Вопрос отведен как не имеющий отношения к делу.
Когда Сергей Иванович хотел возразить, судья ему ответил, что он злоупотребляет своим правом, и велел подумать над вопросами, пока другие участники зададут свои вопросы.
Андрей Карепов:
- В день выемки оружия, Вы меня где-нибудь наблюдали в УВД, возле кабинета, на проходной, рядом с УВД?
Шухов:
- Нет, не наблюдал, я вообще не помню, чтобы я когда-либо Вас видел там.
- Вы слышали от Мокшина, от Першина, от Аникевича, от кого-то ещё, что данную выемку организовал я?
- Нет, не слышал. Всем было известно, что этот процесс был организован Першиным.
У Андрея Палея и Марата Кадырова вопросов не было.
Судья разрешил Сергею Фургалу задать ещё вопросы. Сергей Иванович хотел продолжить задавать вопросы, касаемые Стародубовой, но судья прервал, сказав, что это не относится к делу.
- Ваша честь, давайте просто посмотрим видео допроса Мистрюкова. Вы все равно мне не даёте вопросы задавать.
- Задавайте относимые вопросы.
- Николай Александрович, Вам известен господин Шулико?
Прокурор Щербаков возразил, что вопрос не имеет отношения к делу.
Фургал:
- Першин утверждал, что Шулико, будучи начальником службы безопасности Зори, возил его, Першина, лично на встречу с Зорей. Если это не имеет отношения к делу, тогда я спрошу прямо. Николай Александрович, известно ли Вам что-либо о том, что Першин, Шулико и другие сотрудники полиции шантажировали Зорю?
Судья отвел вопрос как не имеющий отношения к делу:
- Уважаемые присяжные заседатели, прошу не учитывать эту информацию, потому что подсудимый Фургал преподносит её как установленный факт.
Фургал:
- Свидетель Егоров заявлял...
- Подсудимый Фургал, это Вы на стадии судебных прений будете говорить.
- Я переформулирую. Известно ли Вам что-либо о том, что Першин шантажировал Зорю именно этим пистолетом ТТ? [который сдал Аникевич]
Шухов:
- В марте 19-го года он мне рассказывал, что собирался деньги заработать, запугав этого человека, Зорю.
Сергей Иванович, вздохнув, сказал, что у него ещё много вопросов, но судья всё равно не даст их задать, поэтому он не будет продолжать.
Вопросы стала задавать сторона обвинения.
Прокурор Щербаков:
- Когда Вы познакомились с Фургалом?
Шухов:
- Я не помню точные даты, скорее это было в шестом, может быть, пятом году.
- Это было до вашего увольнения из правоохранительных органах?
- Я видел Сергея Ивановича до увольнения.
- Это было до увольнения Першина? Он был уволен в июле 2005г.
- Не готов сказать. Я не помню, когда Першин уволился.
- Кто Вас познакомил с Фургалом?
- Обстоятельства знакомства я не помню. Ваша честь, я прошу меня оградить от нападок и унижений со стороны прокурора.
Судья:
- Господин Шухов, успокойтесь. Нападок и унижений я здесь не замечаю.
Прокурор Щербаков:
- Чем было вызвано ваше знакомство с Фургалом?
- Что вы имеете ввиду?
- Причина знакомства с Фургалом.
- Я не помню обстоятельства знакомства с Сергеем Ивановичем, и не понимаю, что вы имеете ввиду под словом "причина".
- Известно ли Вам, как Першин познакомился с Фургалом?
Фургал:
- А что вы у Першина-то не спросили?
Шухов:
- Тоже не известно.
- На момент вашего знакомства с Фургалом Першин уже был с ним знаком?
Сторона защиты возразила против вопроса, судья возражения принял.
- Когда Вы познакомились с Кареповым?
- Абсолютно не помню. Не могу даже сказать, что я с ним знаком, просто встречались несколько раз в компании с другими людьми.
- Вы присутствовали на мероприятии, посвящённом уходу Першина на пенсию, на котором присутствовали Фургал и Карепов?
Сергей Фургал:
- Это ложь! Это что такое?!
Адвокат Кожемякин возразил, что вопрос наводящий, и свидетель уже сказал, что обстоятельства знакомства не помнит. Возражения приняты.
Андрей Карепов:
- Дело в том, что прокурор ссылается на неисследованную фотографию с проводов Першина на пенсию, на которой присутствую я, но нет Фургала.
Прокурор Щербаков:
- Я не ссылаюсь ни на какие фотографии.
Судья вопрос не отвел.
Шухов:
- Я не помню, о каком мероприятии идёт речь.
Щербаков:
- Кто Вас познакомил с Кареповым?
Адвокат Кожемякин возразил, что свидетель уже сказал, что не помнит обстоятельства знакомства.
Возражения не приняты.
Шухов:
- Я не помню. Меня целенаправленно с Кареповым никто никогда не знакомил. Я его видел в компании кого-то, он ездил на рыбалку с Николаем Владимировичем, а на охоту с Сергеем Ивановичем. Я с ними не ездил. Я не поддерживал с Кареповым отношений - ни дружеских, ни товарищеских, просто знаю человека, и всё.
- Известно ли Вам, когда Першин познакомился с Кареповым?
- Нет.
- Известно ли Вам, что Першина связывало с Кареповым? Першина с Фургалом?
- Про взаимоотношения Першина с Кареповым мне ничего не известно. А отношения с Фургалом были приятельские.
- На чем основаны были отношения?
Сергей Фургал:
- Ваша честь, у меня возражение. Наши вопросы к свидетелю вы отводили, а сейчас что происходит? Какое это всё имеет отношение к делу? Пожалуйста, ведите процесс! Снимайте вопросы! У нас ещё много работы! Ну так нельзя! Одним можно всё, что угодно, другим нельзя!
Судья:
- Ваши возражения записаны в протокол. Свидетель Шухов не ответил ни на один вопрос.
Фургал:
- Он ответил, что не помнит.
Щербаков:
- На момент изъятия пистолета у Аникевича, Вы знали Фургала и Карепова?
Шухов:
- Я не помню. Сориентируйте по времени.
- 19 марта 2004г.
- Не помню.
- Вы с вашим коллегой Эдуардом Мокшиным получали ежемесячные денежные выплаты от Фургала?
- Нет.
Прокурор Щербаков заявил, что хочет предъявить ранее исследованное доказательство.
Адвокат Кожемякин возразил, что сейчас стадия представления доказательств стороной защиты, а прокуроры могут предъявлять доказательства уже на стадии дополнения.
Присяжных попросили покинуть зал, чтобы обсудить процессуальные моменты.
Прокурор Щербаков пояснил, что сторона обвинения хочет представить два вещественных доказательства: фотографии мастеров спорта, найденные в кафе "Серая лошадь", и групповой снимок, изъятый по месту жительства жены Карепова в Хабаровске, который показывали по "России 24", и который был предъявлен Мистрюкову во время его допроса.
Сергей Фургал возразил:
- А почему мы не можем показать видеозапись с допросом Мистрюкова уже после ДС, когда он говорит, что ничего не помнит, и его следователь заставил всё это сказать?
Судья ответил, что сейчас обсуждаются другие доказательства, и обе стороны имеют равные права при допросе свидетеля.
Присяжные вернулись в зал.
Прокурор вывел на экран лист дела с черно-белыми фотографиями четырех мастеров спорта из ресторана "Серая лошадь":
- Николай Александрович, Вам знаком человек в правом верхнем углу?
Шухов:
- Денис Гринёв? Да.
- Вы общались с Денисом Гринёвым в 2004г?
- Дениса Гринёва я знаю, потому что мы учились вместе в период с 93-го по 97-й год в школе милиции. Он действительно был спортсменом, профессионально занимался. В школе близко не общались, после школы 2-3 раза случайно встречались.
- Вы встречались в 2004г?
- Я не помню.
- Вам известно, что Гринёв носил прозвище Буратино и руководил бригадой у Тимофеева?
Сторона защиты возразила, что вопрос наводящий.
Прокурор Щербаков ещё пару раз формулировал вопрос, не особо меняя сути. Защита возражала.
Судья:
- Понимаю, что сторона защита рассматривает слово "бригада" в криминальном плане.
Прокурор Коробейников поддержал коллегу, заявив, что слово "бригада" уже упоминалось другими свидетелями.
Адвокат Кожемякин:
- У нас здесь слово "бригада" имеет одно значение - негативное, и не надо тут друг друга обманывать. Свидетели говорили, что эти бригады занимались охраной, строительством, возведением киосков и т.д.
Судья попросил присяжных не учитывать возражения и стороны защиты, и стороны обвинения, так как каждая сторона вкладывает свое значение в слово "бригада".
Однако вопрос прокурора не был снят. Шухов попросил повторить вопрос:
- Тогда уточните, о какой бригаде вы говорите - о строительной?
Щербаков:
- Согласно показаниям свидетелей работники Тимофеева делились на бригады.
Опять начались возражения, которые не были приняты.
Фургал:
- А что говорит жена Мистрюкова, то нельзя.
Щербаков:
- Ответ "не помню" меня тоже устроит, не волнуйтесь.
Возражения.
Судья:
- Свидетель, Вы готовы ответить на вопрос?
Шухов:
- Я уже не помню финальный вариант вопроса.
Щербаков повторил.
Шухов:
- Мне ничего не известно о каких-либо криминальных подтекстах, в которых мог быть замешан Денис Гринёв. Ни о каких бригадах мне не известно. Я знаю, что в последнее время он ездил на мотоцикле, увлекается байкерством, иногда я его видел в компании байкеров.
Щербаков показал на следующий портрет:
- Вам знаком Давыбеда?
- Нет.
- Аникевич сказал в этом зале, что Гринёв привёл его на встречу с Кареповым, и там было предложено это мероприятие с пистолетом, а Давыбеда показал Аникевичу место, где забрать пистолет. Вам что-то об этом известно?
Адвокат Раевский возразил:
- Мы видим, что уважаемый прокурор хочет довести до сведения присяжных определённую информацию, мы это видим, это очевидно. Что сейчас делает прокурор Щербаков? Он предлагает одному свидетелю оценить показания другого свидетеля. А мы проверяем осведомленность свидетеля Шухова.
Андрей Карепов:
- Ваша честь, мы ходатайствовали о вызове всех этих свидетелей в суд. Мы хотели их послушать. И вы, и прокуратура отказали нам в этом, утверждая, что они ничего не знают, и приглашать их не будем. А сейчас происходит жонглирование кличками, для того чтобы перед присяжными создать картинку, что это ОПС, это не спортивный клуб. Который, правда, не совершал преступлений, потому что этого нигде нет...
- Подсудимый Карепов!
- Вы лично запретили нам вызывать данных свидетелей.
- Вы уже нарушаете требования закона! Уважаемые присяжные заседатели, прошу не учитывать слова подсудимого Карепова.
Все подсудимые:
- Как не учитывать?!
Замечания.
Возражения стороны защиты были приняты.
Щербаков:
- Я перейду к следующему вопросу. Вам известен Денис Зелевец по прозвищу Слон?
Адвокат Кожемякин:
- Возражаю против такой постановки вопроса. Уважаемые присяжные, обратите внимание на фотографию: там написано "Денис Зелевец. Мастер спорта". Никаких слонов, крокодилов, бегемотов там не указано. Вопрос абсолютно наводящий.
Прокурор Коробейников заявил, что защита пытается воспрепятствовать стороне обвинения и сорвать процесс.
Возражения стороны защиты не были приняты.
Шухов:
- Денис Зелевец мне не знаком.
Щербаков показал на следующий портрет:
- Знаком ли вам Александр Дигор и слышали ли вы его прозвище Монгол?
Шухов:
- Не знаком.
- Вам знаком Шестаков по прозвищу Совесть?
Сергей Фургал:
- Восемь месяцев только Совесть, Дуся и Беда, а вызвать не хотим.
Замечание.
Щербаков:
- Мне каждый вопрос, Ваша честь, задавать по два раза?
Шухов ответил, что Шестаков ему не знаком.
- Вы слышали фамилию Балабко и прозвище Дуся?
- Нет, не слышал.
Адвокат Кожемякин:
- Огласите весь список, пожалуйста.
Щербаков:
- Карепов в разговоре с Вами или в Вашем присутствии упоминал когда-нибудь Тимофеева?
Фургал:
- Это преступление?
Замечание.
Фургал:
- А я имею право на возражения на ваше замечание?!
- Присядьте! В конце судебного заседания Вам будет предоставлено слово!
Шухов:
- Нет, не слышал.
- В посёлке Прогресс Амурской области бывали?
- Был в Благовещенске в восьмом или седьмом году, Прогресс не помню.
- Вы знаете Владимира Журавлёва?
- У нас работал мужчина с такой фамилией начальником участка. Я не помню его имени, к сожалению. Или к счастью.
- У нас - это где?
- В одной из компаний, которая принадлежала Мистрюкову.
Продолжение следует...