Только Госдума поддержала во втором чтении введение акцизов на газировку, как их лоббисты сразу закричали: «Караул, спасите!». Кого все-таки нужно спасать государству, производителей «сладких леденцов» или народ?
Законопроект предлагает введение с 1 января 2021 г. акциза на сладкие напитки в размере 7 рублей за литр. «Под раздачу» попадают напитки, содержание сахара в которых превышает 5 г (примерно 1 ч.л.) на 100 мл, или в которых есть другие подслащивающие вещества. Это должно повысить доходы бюджета на 35 млрд. рублей в год. Их планируют направить на реализацию мероприятий федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом».
Исходили из лучших намерений
Намерение отличное, но главное, чтобы эти деньги реально дошли до людей с диабетом. При таком использовании акциза любители газировки будут как бы вкладываться в будущее лечение диабета, ведь, чем больше человек их потребляет, тем у него выше риск развития этой болезни.
Обычно все начинается с избыточного веса — сахар в напитках самый вредный среди всех продуктов, из жидкости он быстрее усваивается и легче превращается в подкожный жир. После ожирения присоединяются диабет, а потом — гипертония, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, инфаркты, инсульты и т.д. Они главные убийцы рода человеческого в наше время. Это все давно доказано и вошло в медицинские учебники и руководства.
Верят в это производители газировок, или нет, сказать сложно. Защитные психологические механизмы позволяют отрицать любую информацию, даже самую достоверную. Факт в том, что они уже начали протестное движение за защиту своей продукции. И акциз очень большой, надо бы его снизить до 3 руб., и ещё бы отсрочить. Пугают, что потребители перейдут на более дешевые напитки из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), ведь там акциза нет, и они будут дешевле. В результате, продажи упадут, начнутся увольнения сотрудников, а Минфин вместо 35 млрд руб. соберет не более 10 млрд.
Производители грозятся переводить свои заводы в другие страны ЕАЭС. Однако, в Минфине заявили, что импортная газировка тоже будет облагаться акцизом по российским ставкам. Но с другой стороны, в ведомстве стали задумываться о переносе срока введения акциза с января на июль.
Читайте первоисточники
Часто даже от умных людей можно слышать утверждения, что введение акцизов в других странах не привело к цели — уменьшения потребления газировок не произошло. И следовательно, нам это тоже не нужно. Похоже, они все начитались Википедии, а не первоисточников. В статье «Акциз на сладкие газированные напитки» там действительно от этой инициативы не оставлено камня на камне. Англоязычная версия не намного лояльней к введению акциза. Нет сомнения, эти статьи ведут лоббисты производителей «жидких леденцов», а не энтузиасты борьбы с ними.
Если открыть научные статьи, то картина будет противоположной. Вот последнее огромное исследование, опубликованное летом в серьезном научном «Журнале Американской медицинской ассоциации» (JAMA). В нём проведен метаанализ 62 исследований по введению специальных налогов на сахаросодержащие напитки в 45 странах. Среди них Мексика, Великобритания, Франция, Чили, Дания, Португалия, Финляндия, Венгрия, Саудовская Аравия, ЮАР, многие штаты в США и т.д.
А вот вывод: имеются убедительные доказательства того, что налоги на сахаросодержащие напитки повышали их цены и уменьшали продажи. Во всем мире это работает. И согласитесь, странно, что в числе этих стран нет России.
И еще важная цитата из этой статьи: «Есть хорошо задокументированные негативные последствия для здоровья чрезмерного потребления сахаросодержащих напитков у детей и взрослых, включая увеличение веса, повышенный риск диабета 2 типа, сердечно-сосудистых заболеваний, кариеса и остеопороза».
Любая дорога начинается с первого шага
«Введение только одних акцизов на газировки — недостаточный шаг для борьбы с эпидемией ожирения, развивающейся в России, — делится своим мнением с aif.ru председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. — Во всех странах это идет параллельно с мерами по ограничению потребления сахара вообще, и из кондитерских изделий в частности (у нас они остаются основным источником его потребления). Мы до сих пор не можем узнать, сколько сахара добавлено в тот или иной продукт производителем, сколько его вообще можно потреблять без вреда здоровью, у нас не введен "светофор" — цветовая маркировка, позволяющая легко определять, есть ли в продукте избыток сахара, соли или вредных жиров. Введение акциза — это только первый шаг, нужно делать и остальные».
Как ни удивительно, Россия в плане информирования потребителя о продуктах, одна из самых отсталых стран в мире — профессионалам это хорошо известно.
Лобби пищепрома останавливает все инициативы, которые уже давно действуют в большинстве государств. В этом смысле мы страна победившего дикого капитализма. Но любая дорога начинается с первого шага. И сейчас, когда ушли производители колы, они были главными игроками и лоббистами в этой сфере, нужно вводить акциз. Когда они вернутся, делать это будет поздно — у властей не окажется сил отказать им. Надо решаться, все-таки главная роль государства — стимулировать то, что хорошо и полезно, и тормозить — что плохо и вредно.