В грандиозной Битве за Кавказ кавалерия сыграла немалую роль, в том числе ведя боевые действия непосредственно в горных условиях.
Однако наиболее известным эпизодом, пожалуй, стала легендарная Кущевская атака, проведенная казаками 17-го кавалерийского корпуса генерала Н.Я. Кириченко 2 августа 1942 года.
В дальнейшем корпус Кириченко отличился в обороне на майкопском и туапсинском направлениях, заслуженно получив звание гвардейского. Весьма лестно отзывался о действиях корпуса и его командира член Военного совета Северо-Кавказского, а затем Закавказского фронтов «железный» сталинский нарком Лазарь Моисеевич Каганович (1893-1991):
Вначале враг рассчитывал легко захватить Туапсе через Хадыженскую, Шаумян, Георгиевскую, но он наткнулся на упорное сопротивление войск Северо-Кавказского фронта, в особенности 17-го казачьего кавалерийского корпуса под командованием славного генерала Кириченко. Посещая дивизии и полки этого корпуса и наблюдая за его действиями, я убедился, что этот корпус не подвергся влиянию отрицательных моментов периода отступления и обладал всеми качествами боеспособного и маневроспособного крупного воинского соединения, о чем я сообщил Сталину. Этот корпус в то время сыграл большую, если не решающую роль в остановке первого стремительного натиска врага на Туапсе.
Источник: Каганович Л. М. Памятные записки рабочего, коммуниста-большевика, профсоюзного, партийного и советско-государственного работника. — М.: Вагриус, 2003.
Более того, сам Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин ставил казачий кавкорпус в пример командованию Северо-Кавказского фронта, т.е. маршалу С.М. Буденному:
Нужно учесть, что рубежи отхода сами по себе не являются препятствиями и ничего не дают, если их не защищают. Оборону горных рубежей нужно строить на упорных контратаках впереди основных позиций на всех подступах к этим позициям, с тем чтобы на каждом направлении создать врагу наибольшие трудности к продвижению, изматывая его малыми и большими боями на истребление. По всему видно, что Вам не удалось еще создать надлежащего перелома в действиях войск и что там, где командный состав не охвачен паникой, войска дерутся не плохо и контратаки дают свои результаты, как это видно из действий 17-го кавкорпуса. Вам необходимо взять войска в свои руки, заставить их драться и правильно построить оборону в предгорьях, добившись настоящего упорства в действиях всех отдельных отрядов впереди основных позиций и главных сил на основных рубежах. Суворов говорил: «Если я запугал врага, хотя я его не видел еще в глаза, то этим я уже одержал половину победы; я привожу войска на фронт, чтобы добить запуганного врага...» Добейтесь того, чтобы все наши войска действовали, как 17-й кавкорпус.
Источник: Гречко А.А. Битва за Кавказ. — М.: Воениздат, 1967.
После расформирования Северо-Кавказского фронта 4-й гвардейский казачий кавалерийский корпус первоначально вошел в состав Черноморской группы войск Закавказского фронта, а затем был переброшен в Северную группу. В конце первой декады ноября 1942 года, когда советские войска перехватили инициативу в сражении на подступах к Орджоникидзе, командующий войсками фронта, ветеран Первой Конной, генерал армии Иван Владимирович Тюленев, выступил со смелой инициативой — развернуть на основе корпуса Кириченко... Конную армию! И первоначально даже получил одобрение Ставки!
Конная армия была частью замысла командования Закавказского фронта по подготовке к контрнаступлению войск Северной группы. Предполагался кавалерийский рейд по глубоким тылам противника с выходом на его основные коммуникации в районе Георгиевска.
В состав Конной армии под командованием «гвардии генерала казачьих войск» Н.Я. Кириченко должны были войти:
9-я, 10-я, 11-я, 12-я гвардейские кавалерийские дивизии, составлявшие 4-й гвардейский казачий кавалерийский корпус;
30-я, 63-я, 110-я кавалерийские дивизии, понесшие немалые потери в боях;
140-я танковая бригада;
65-я мотострелковая бригада (4 батальона - 2 на БТР, бронеавтомобильный и мотоциклетный);
134-й, 221-й, 225-й танковые полки;
13-й, 14-й, 29-й истребительно-противотанковые полки;
68-й гвардейский пушечный артполк;
10-й гв. минометный полк;
255-й, 285-й, 591-й полки МЗА (вооруженные 12,7-мм пулеметами);
585-й зенитно-артиллерийский полк;
4 отдельных бронеавтомобильных и мотоциклетных батальона.
Итого в Конармии образца 1942 года, помимо конницы, должно было быть 178 танков, 94 бронеавтомобиля, 129 бронетранспортеров, 497 мотоциклов, 74 орудия (18 пушек калибра 122-мм и 152-мм, 32 76-мм орудия, 24 45-мм противотанковых), 36 минометов и 328 противотанковых ружей. С воздуха Конармию должна была прикрывать 216-я смешанная авиационная дивизия (2 истребительных авиаполка на самолетах Як-7 и 2 штурмовых авиаполка на Ил-2). На укомплектование ее тыла предполагалось использовать тылы 37-й армии.
Однако формирование Конной армии прервало начавшееся 19 ноября 1942 года контрнаступление советских войск под Сталинградом, потребовавшее ускорить подготовку наступления войск Северной группы ЗакФ из-за опасности переброски противником механизированных соединений с Кавказа. Поэтому было решено сформировать два казачьих гвардейских кавалерийских корпуса — 4-го Кубанского и 5-го Донского:
Стоит отметить, что в составе казачьих кавалерийских корпусов сражались представители самых разных народов Советского Союза. Гордое звание «казак» в годы Великой Отечественной войны стало именем нарицательным для героев-кавалеристов, независимо от их национальности и происхождения, символизируя исключительные боевые качества и самоотверженное служение Родине.
О командирах гвардейских казачьих кавалерийских корпусов: