После успеха Rubber Soul стало очевидно, что эксперименты со звучанием будут продолжаться и на последующих записях группы Beatles. Так началось создание альбома Revolver, что считается одним из лучших в дискографии группы.
Однако началось всё не сразу. Группа Beatles получила трёхмесячный перерыв, ставший беспрецедентным для поп-рок групп того времени, что должны были беспрерывно работать, чтобы поддерживать свою популярность. За это время в жизни группы появились психоделики.
Эксперименты с ЛСД начались ещё с 1965 года Джона Леннона и Джорджа Харрисона, однако за период между Rubber Soul и Revolver частота их употребления возросла. Леннон и Харрисон активно пытались вовлечь в употребление и Старра и Маккартни, однако те не питали особого интереса к веществам.
Во время сессий Revolver группа активно экспериментировала со звучанием своих записей. Первые нововведения наметились на сингле "Paperback Writer/Rain", выпущенным как неальбомный, хоть и записанный во время записи Revolver. К слову, Beatles смогли выделится даже на обложке альбома, не указав исполнителя. В 1966 году этот шаг был почти беспрецедентным для рок-индустрии.
В ходе всего альбома имеется множество любопытных нововведений, которые группа активно использовала при создание альбома. И пожалуй это самое интересное, что есть на нём, потому что все песни альбома звучат весьма необычно и мало похожи на типичные песни того времени.
Обзор содержания альбома.
- Taxman (Джордж Харрисон)
Неожиданно, но альбом открывается с композиции Харрисона, написанную на тему непомерных налогов установленных для состоятельных людей Великобритании. И уже здесь можно обнаружить любопытную вещь - вокал Харрисона подвергнут обработке с компрессией, а дополняют его энергичные партии гитары и баса. Для открывающей песне эта звучит отлично. 5/5.
- Eleanor Rigby (Леннон-Маккартни)
После Yesterday стал очевиден творческих рост Пола Маккартни, как композитора. И наконец-то вот продолжение - Eleanor Rigby. Вновь использование струнных, однако на мой взгляд в этот раз гораздо более изящное и чувственное. Ну и конечно же текст о гибели одинокой женщины и её похоронах, где присутствует лишь священник. Стоит ли говорить, что песня уже признанный шедевр и думаю, что больше не нуждается в лишних похвалах. 5(6?)/5.
- I'm Only Sleeping (Леннон-Маккартни)
Когда я впервые прослушал данную песню она не произвела на меня особого впечатления, однако со временем я проникся ей и теперь она одна из моих фаворитов на альбоме. Эксперименты со звучанием продолжаются и на этой композиции. В частности привлекают внимание партии гитары Джорджа Харрисона сыгранные задом-наперёд. И это действительно звучит шикарно в совокупности и у меня просто отсутствуют слова, чтобы передать мою любовь к этой композиции. Однозначно ставлю 5(6?)/5.
- Love You To (Джордж Харрисон)
Увлечение Харрисона индийской культурой просочилось ещё на прошлом альбоме, однако именно здесь оно раскрылось во всей красе. Love You To - шикарная композиция, демонстрирующая экзотические индийские инструменты и отличный вокал Харрисона. В частности радует партия ситара, а также гитара с перегрузом, которую группа применяет на альбоме уже не первый раз. 5/5.
- Here, There And Everywhere (Леннон Маккартни)
Во время записи альбома Revolver на одной из частных вечеринок бас-гитарист Beach Boys Брюс Джонстон продемонстрировал Леннону и Маккартни новый альбом группы Pet Sounds, который произвёл неизгладимое впечатления на Пола Маккартни. Особенно он отметил композицию God Only Knows, что и послужила отправной точкой для Here, There And Everywhere. И в итоге получилась песня, существенно отличающаяся от вдохновителя, но при этом также звучащая, как маленький шедевр. 5/(6?)/5.
- Yellow Submarine (Леннон-Маккартни)
Песня написанная специально под вокал Ринго Старра. Кажущаяся на первый взгляд детской песней, Yellow Submarine имеет множество интерпретаций её текстов. Позже песня станет заглавной для одноимённого альбома Beatles. Песня продолжает эксперименты альбома, используя множество различных и даже странных звуков, записанных с самых разнообразных источников. Если описывать эту песню одним словом - классика. 5/5.
- She Said She Said (Леннон-Маккартни)
Единственная песня с альбома, записанная без участия Пола Маккартни. И хоть она и подписана звездным дуэтом авторов, логичнее было бы приписать авторство этой песни Джорджу Харрисону, что помог свести три отдельных фрагмента песни и записал бас-гитару, и Джону Леннону, что и был авторов гитарной партии и слов песни. 4,5/5.
- Good Day Sunshine (Леннон-Маккартни)
И неожиданно солнечная и летняя композиция на альбоме, ярко выделяющаяся на фоне общего психодела, творящегося на нём. Замечательная вещь, контрастирующая со стальными песнями альбома. К слову на песне отсутствуют гитарные партии, что будет свойственно ещё одной композиции Маккартни на этом альбоме. Вместо этого песня Маккартни, наполненная энергичными партиями фортепиано, а также вокальными гармониями группы. 5/5.
- And Your Bird Can Sing (Леннон-Маккартни)
Ещё одна песня Леннона с минимальным вкладом Маккартни. Основной мотив задают две соло-гитары на которых играют Харрисон и Маккартни. И хоть Леннон позже не очень лестно отзывался об этом номере, мне он в целом очень понравился за энергетику партий гитар в этой песне. Поэтому смело поставлю ей 4,5/5 и перейду к следующей песне.
- For No One (Леннон-Маккартни)
Ещё одна композиция Маккартни в которой было принято решение отказаться от гитарного звучания в пользу клавишных и баса, сопряжённых с перкуссией и ударными в исполнение Ринго Старра. В песне также присутствует небольшое соло на валторне, сыгранное приглашённым из филармонии музыкантом. Приложил руку к песне и Мартин, написавший ноты к валторну. Ну и как будто этого было мало, так ещё и текст песни, написанный о конце отношений просто прекрасен. Смело ставлю 5(6?)/5.
- Doctor Robert (Леннон-Маккартни)
Пожалуй, единственное слабое звено на альбоме. Doctor Robert во многом копирует And You Bird Can Sing, в частности гитарные партии. Текст песни обращён к городской легенде о враче, что вводил своим пациентам не только витамины, но и дозу амфетаминов. В общем, откровенно не лучшая песня на альбоме, однако всё ещё неплохая. 4/5.
- I Want To Tell You (Джордж Харрисон)
Уже третья песня Харрисона на альбоме, написанная о мыслях, что он не мог выразить словами. В песне вновь прослеживается интерес Харрисона к индийской культуре, а также отличный бэк-вокал в исполнение Леннона и Маккартни. Но в остальном песня не сильно впечатляет, хоть и является достаточно оригинально звучащей. 4,5/5.
- Got To Get You Into My Life (Леннон-Маккартни)
По мнению Джона Леннона одна из лучших песен, написанных Маккартни. И хоть темой для песни и послужили наркотики, здесь можно проследить некоторые параллели с R&B и Motown, который явно оказал влияние на Маккартни, написавшего песню. И хоть это и "ода травке", песня всё ещё звучит отлично. 5/5.
- Tomorrow Never Knows (Леннон-Маккартни)
И завершает альбом вершина экспериментов группы со звучанием. Написанная в основном Ленноном песня называется в честь одной из многочисленных оговорок Ринго Старра. И пожалуй если коротко описывать этот шедевр, то можно сказать, что он описывает состояние ЛСД-трипа. Ускоренный смех Маккартни, ускоренные ситары, вокал Леннона, звучащий как будто издалека - всё это создаёт невероятное звучание. Однако самое потрясающее, что эта песня была записана в 1966 году. Однозначно 5(6?)/5.
Лучший альбом Beatles?
Многими поклонниками группы альбом Revolver считается лучшим в дискографии группы. И это утверждение под собой существенные основания. Revolver ознаменовал действительно важные эксперименты, причём как для группы, так и для всей музыкальной индустрии. Влияние альбома на музыкальную сцену середины 60-х нельзя недооценить.
Однако всё же для меня этот альбом скорее один из лучших у группы, нежели лучший. Каждая песня с альбома - самобытна и имеет какую либо особенность, отличающую её от других песен 60-х. И в этом я вижу ещё один шаг вперёд от шикарного Rubber Soul, где всё ещё были слышны отзвуки рок-н-ролльных начал Beatles.
Ну и немного по поводу ремастера 2022 года, который (увы) ничего особо нового, в звучание выпущенного в 1966 году материала не принёс. Да там были некоторые интересные ауттейки и демки, а также вроде как "усовершенствованное" звучание. Однако отличия от ремастера 2009 года практически на заметны. Что, однако, не отменяет необходимость качественных ремастеров классики. Слушал я электронную версию, однако насчёт винила есть некоторое опасение наличия компрессии и прочей гадости, что присуща ремастерам классики, выходящими на виниле. Поэтому крайне советую слушать именно цифровую версию ремастера 2022 года.
Предыдущая часть.
Альбом, сделавший Beatles великими. Rubber Soul.
Следующая часть:
Так ли хорош Sgt. Pepper Lonely Hearts Club Band?