Найти тему
Мир фигурного катания

Музыка в программах олимпийских чемпионок и истории судейских беспределов XX века.

Оглавление

На протяжении практически всего периода существования фигурного катания одну из важнейших ролей в этом прекрасном виде спорта играло и продолжает играть музыкальное сопровождение.

В наше время периодически можно услышать, как мэтры фигурного катания высказываются о программах фигуристов, критикуя постановщиков за безвкусную стыковку тех или иных мелодий в одну музыкальную композицию. Не меньше достаться постановщикам и от болельщиков - стоит только вспомнить мем "беспощадный топор Глейхенгауза". Однако, не стоит думать, что в недалёком прошлом фигурного катания подход к выбору музыки и её компоновке был намного более профессиональным. В те же 70-80-е года прошлого века постановщики и хореографы умудрялись совмещать в одной программе произведения разных композиторов даже без учета структуры произведения и его характера! Впрочем, не будем забегать вперёд.

Ранее на моём канале уже выходила большая статья-исследование посвященная музыкальному сопровождению в программах мужчин-одиночников на Олимпийских играх. Посмотрите если ещё не:

Сейчас же пришло время поговорить о представительницах прекрасного пола.

Есть такое красивое сравнение - фигуристы это художники, для них лёд это холст на котором они рисуют картины своих программ, в то время как музыка является для них палитрой. Однако в первые десятилетия XX века музыкальное сопровождение в прокате произвольной программы не было обязательным. Перед фигуристами не стояла задача рассказать в своей программе историю или воплотить какой-то образ, их главной целью было показать свои технические умения - сложные шаги и вращения. Музыка на соревнованиях фигуристов если и звучала - то это был живой аккомпанемент оркестра, который исполнял мелодии по своему желанию.
К примеру, доподлинно известно, что в произвольной программе мужчин на Олимпийских играх 1932 года играл военный оркестр, который на протяжении выступлений всех участников играл одну и ту же мелодию: попурри, начинавшееся с песни «Orpheus In The Underworld». К счастью, после того, как было принято решение заменить живой оркестр на граммофон, у фигуристов появилась возможность самостоятельно подбирать музыку для своих выступлений.

С середины 1930-х годов музыка стала неотъемлемой составляющей соревновательных программ и фигуристы начали уделять внимание не только технической составляющей своего выступления, но и артистической.

Приблизительно с 1960-х в моду вошло использование сразу нескольких музыкальных отрывков с разными темпами. Часто эти мелодии были собраны из частей произведений разных композиторов, а соединение этих отрывков производилось без учета структуры произведения. Но я пожалуй, уже слишком далеко забежала вперёд. Для полного погружения в историю фигурного катания нам необходимо вернуться в 1936 год. К сожалению, ввиду того, что в начале XX века музыкальное сопровождение не играло важной роли, информации о том, под какую музыку выступали первые олимпийские чемпионки 1908-1932 гг. не сохранилось. Поэтому наше большое путешествие мы начнём с Олимпийских игр 1936 года.

1936 год

Олимпийские игры 1936 года прошли на территории германской общины Гармиш-Партенкирхен. Примечательный факт - на этих играх впервые приняла участие фигуристка из Японии - Эцуко Инада. Буквально за пару дней до старта ей исполнилось 12 лет! Зрители были очарованы этой юной фигуристкой, но в техническом плане она значительно уступала другим участницам и оказалась за приделами пьедестала почёта.

Победительницей игр стала норвежская фигуристка Соня Хени, которая выиграла свою третью и последнюю в карьере золотую олимпийскую медаль. В произвольной программе она выступала под попурри из вальса "Rosen aus dem Süden" ("Розы с юга") Иоганна Штрауса младшего.

Победа Сони на этих играх была весьма спорной. Конкурентки Хени прекрасно понимали, что ведется политическая игра. Фигуристка довольно часто контактировала с Гитлeром, в результате чего пошёл слух, что она стала его девушкой. В обязательных фигурах Хени, казалось, допустила непростительные ошибки. Во время выполнения фигуры она не смогла показать ребро на второй скобке и потеряла скорость. В результате ей пришлось буквально толкать своё тело вперёд, дергая опорную ногу, допустив попутно еще одну серьёзную ошибку. Из-за отсутствия скорости Хени была вынуждена завершить выполнение фигуры раньше времени - она опустила вторую ногу на лёд, и с уверенной улыбкой ушла с арены.

Зрители были удивлены происходящим, но ещё больше их удивили оценки судий, которые поставили Соню на первое место. Даже судья Чарли Морган Ротч, считающийся тогда одним из самых опытных и справедливых судей, поставил Соне явно завышенные оценки. По воспоминаниям одной из участниц тех соревнований, фигуристки наблюдавшие за прокатом Хени насмешливо засмеялись когда увидели её оценки и говорили друг другу фразы в духе "а что вы могли ожидать?" Судья Ротч, в ответ на беззвучный вопрос участницы "Как вы могли сделать такое?", только пожимал плечами. В общем, все всё понимали. Впрочем, прокат произвольной программы у Хени получился практически безупречным, а её основная соперница - Сесилия Колледж, чуть не упала в начале своего выступления. К тому же у неё возникли проблемы с музыкой, из-за чего ей пришлось начать программу сначала, что могло повлиять на общее впечатление от её выступления.

Также стоит отметить, что на этих играх впервые была использована открытая система оценок - сразу после выступления фигуристов судьи показывали карточки с оценкой, тогда как раньшеспортсмены и зрители узнавали о результатах только по завершению всех участников.

1948 год

Вторая мировая война отложила пятые зимние Олимпийские игры на целых 12 лет. Европа только начала восставать из пепла и постепенно возвращалась к привычной жизни. Первые послевоенные игры, или "Игры Возрождения" было решено провести в Швейцарии - стране не затронутой войной. Прошли игры не сказать чтобы очень гладко, по крайне мере для фигуристов.

Погода всячески вставляла им палки в колеса - первые дни Олимпиады ознаменовались неожиданной оттепелью, из-за которой на льду образовались огромные лужи, а в последний соревновательный день на город обрушилась сильнейшая метель. Однако, вопреки всем прихотям погоды, соревнования все же состоялись.

В женском одиночном катании впервые победила фигуристка из Канады - Барбара Энн Скотт. На тот момент у девушки уже были титулы чемпионки мира и Европы, так что она считалась одной из главных претенденток на золотую медаль.

К прокату произвольной программы Барбара с тренером подошли очень ответственно - в день выступления они тщательно осмотрели лёд и приняли решение изменить рисунок программы. Всё дело в том, что из-за оттепели и нескольких хоккейных матчей лёд был очень сильно испорчен, и фигуристка с тренером рассудили, что будет правильно скорректировать программу для того чтобы избежать самых плохих участков арены. Это решение, вполне возможно, и стало решающим в борьбе за золотую медаль. Барбара смогла показать безупречный прокат в то время как другие сильные фигуристки допустили серьезные падения.

В качестве музыкального сопровождения Барбара использовала композицию "Les Patineurs" (Вальс фигуристов), немецко-французского композитора Джакомо Мейербера. Эта мелодия была написана ещё в 1882 году. Её автор с помощью одной только музыки постарался передать атмосферу радостных зимних забав, которая царила на льду замёрзшего озера в Булонском лесу Парижа.

В дополнении к выше сказанному я также хочу поделиться двумя интересными которые косвенно связаны с нашей темой:

Незадолго до Олимпийских игр, на чемпионате Европы с музыкальным сопровождением Бабары случился неприятный казус. Спустя минуту после начала произвольной программы игла проигрывателя соскользнула с пластинки. Поверхность пластинки, а точнее говоря канавка оказалась слишком сильно изношенной, из-за чего игла не смогла на ней удержаться. Гарантия на пластинки которые использовала Барбара составляла всего шесть проигрываний*, и то только в том случае, если вы использовали иглу кактуса! К счастью, музыка Барбары была записана с двух сторон, так что организаторы перевернули пластинку и фигуристка смогла продолжить своё выступление, успешно защитив титул сильнейшей фигуристки Европы. *По воспоминаниям самой Барбары.

После Олимпийских игр 1948 года сразу десять международных судей из разных стран были дисквалифицированы на два года из-за некорректного судейства.

1952 год

На играх в Осло на первую ступень пьедестала почёта поднимается британская фигуристка Жанетт Альтвегг. Она захватила уверенное лидерство в фигурах, опередив ближайшую соперницу аж на 40 баллов! При этом Жанетт сложно было назвать сильнейшей фигуристкой своего времени, плюс на тот момент её беспокоила травма колена. Долгое время она занималась фигурным катанием постольку по скольку, так как параллельно она ещё серьёзно увлекалась теннисом. Однако после поражения в юношеском финале Уимблдона в 1946 году, вскоре она приняла решение сосредоточить свое внимание на фигурном катании.

В произвольной программе на играх в Осло фигуристка выступала под оперу "Сказки Гофмана" французского композитора Жака Оффенбаха. Любопытно, что сама опера в театральном мире имела дурную славу - на второй день после премьеры, за несколько минут до начала представления в театре начался пожар, в результате котогорого здание сгорело до тла, а сотни людей погибли. Это придало опере славу приносящей неудачу, что помешало её будущим постановкам.

Можно сказать, что "Сказки Гофмана" не пренесли Жанетт Альтвегг удачи. По итогам всех выступлений она стала лишь четвёртой, однако её весомого преимущества в фигурах всё же оказалось достаточно для победы. Наследующий день после завоевания золотой медали фигуристка объявила о завершении спортивной карьеры.

Позвольте поделится с вами ещё одним интересным фактом:

Одна из участниц игр - Сюзанна Морроу позже рассказывала, что австрийский судья общался с её матерью, и предлагал ей сделку: она договаривается с канадским судьёй о том, что он поставит австрийца Гельмута Зайбта на второе место, а он в свою очередь, позаботится о том, чтобы Сюзанна выиграла серебро. Он утверждал, что, если канадцы не примут предложение, он предложит такую ​​же сделку американцам, обеспечив Тенли Олбрайт серебро. Однако мать Сюзанны отказалась в этом участвовать. Из всего этого можно сделать вывод, что договорное судейство, похоже, существовало чуть ли не с момента появления фигурного катания как вида спорта.

1956 год

В 1956 году олимпийской чемпионкой становится американка Тенли Олбрайт, выигравшая серебро на прошлых играх. Любопытно, что в произвольной программе она тоже выступала под композицию из оперы "Сказки Гофмана". А точнее говоря под мелодию "Belle nuit, ô nuit d'amour". Помимо этого в программе прозвучали отрывки таких известных композиторов как Антонио Вивальди и Иоганн Штраус.

Как и Жанетт, она завершила свою карьеру после победы на Олимпийских играх, и сосредоточила своё внимание на учебе. Она окончила Гарвардскую медицинскую школу, стала хирургом, и позже даже успела поработать главным врачом зимней олимпийской сборной США.

1960 год

На следующих Олимпийских играх титул завоёвывает многократная чемпионка мира и первая исполнительница двойного акселя - американская фигуристка Кэрол Хейсс. История этой победы примечательна тем, что Хейсс задумывалась о завершении любительской карьеры ещё после завоевания серебра на Олимпийских играх 1956 года. Однако её мать Мари Хейсс болеющая раком, перед смертью попросила дочь выиграть для неё золотую олимпийскую медаль. Хейсс своё обещание сдержала, несмотря на то, что на тех играх испытывала серьёзное моральное давление, а соревнования проходили на большой высоте, которая для многих фигуриток была непривычной (в день произвольной программы сразу 2 участницы потеряли сознание).

В олимпийской программе Кэрол Хейсс прозвучали отрывки из балета "Жизель", и "Щелкунчик", а так же композиции из опер "Если бы я был королём" и "Сорока-воровка". Сохранилось воспоминания современников тех лет о выступлении Кэрол: "Ее великолепное выступление в произвольной программе вызвало слезы и аплодисменты публики. Одетая в малиновый костюм, украшенная блестками и диадемой, она ослепляла судей и зрителей своим артистизмом. Это были захватывающие четыре минуты. Когда она исполнила двойной аксель и двойной сальхов, публика аплодировала стоя. После завершения её выступления раздались крики «браво», и «шесть, шесть, шесть» - высший балл. Она не набрала шестёрок, но была очень близка к этому. Даже японский судья Шотаро Кобаяши, который оценивал очень консервативно, присудил ей 5,5 балла... Все остальные оценки варьировались от 5,7 до 5,9"

До наших дней дошли кадры с выступлением Кэрол на чемпионате США:

1964 год

На играх в Инсбруке на первую ступень пьедестала впервые поднимается представительница Голландии - Шаукье Дейкстра. По сей день она остается единственной золотой медалисткой Олимпийских игр в по фигурному катанию в Нидерландах. Кстати, по нынешним меркам Шаукье была весьма полной фигуриткой, известно, что на одном из чемпионатов мира её вес составлял 63 килограмма! Фигуристка отличалась мощным, силовым катанием и высокими прыжками.

Выбор музыкального сопровождения Шаукье тоже не поражает воображения: в начале программы звучит уже известный нам "Вальс Фигуристов" Джакомо Мейербера и два отрывка из балета Лео Делиба "Ручей".

1968 год

В 1968 году звание олимпийской чемпионки вновь завоевывает американка - на тот момент двукратная чемпионка мира Пегги Флеминг. В её произвольной программе звучат отрывки из шестой симфонии Пётра Чайковского, оперы "Самсон и Далила" и оперы Джоаккино Россини "Сорока-воровка".
Как говорится - классическая музыка она на все времена, а музыка из оперы Россини уже впору было считать для фигуристов счастливой. Это была безусловно красивая и притягательная музыка, но для привлечения новых зрителей и дальнейшего развития спорта девушкам всё же было необходимо расширить музыкальные горизонты. В новом олимпийском цикле фигуристки стали обращать свое внимание на современную музыку.

Нужен ВПН:

1972 год

Новой олимпийской чемпионкой становится австрийка Беатрис Шуба. С этой фигуристкой связан один интересный факт - перед выполнением обязательных фигур Беатрис выпивала коньяк и это якобы позволяло ей сохранять ровный пульс при выполнении фигур. Американцы, которым фигуры обычно удавались не очень хорошо, в конечном итоге надавили на представителей ИСУ и со следующего олимпийского цикла в соревнования была включена короткая программа, и вес обязательных фигур был значительно снижен.

В произвольной программе Беатрис прозвучали отрывки из мюзикла "Человек из Ла-Манчи" (через 46 лет композиции из этого мюзикла прогремит в олимпийской программе Хавьера Фернандеса), а также "Medley" - The Boston Pops Orchestra и "The Impossible Dream" композитора Митча Ли. Показать хороший прокат ей не удалось - среди всех участниц она заняла лишь 7 место. Однако благодаря большому отрыву в фигурах она всё же смогла принести Австрии первую, и единственную на данный момент золотую олимпийскую медаль в женском одиночном катании.

Произвольная Беатрис (не с игр):

-2

1976 год

Имя следующей олимпийской чемпионки - американки Дороти Хэмилл, примечательно тем, что она стала последней фигуристкой одиночницей одержавшей победу без тройных прыжков, и первой фигуристкой выступавшей на играх в трёх сегментах. Хэмилл заняла второе место в обязательных фигурах, а затем выиграла впервые включенную в соревнования короткую программу и одержала победу в произвольной.

В короткой программе у неё прозвучала концертная пьеса ля-бемоль мажор, соч. 113:

В произвольной программе олимпийской чемпионки впервые прозвучали саундтреки из фильмов. В программе были использованы мелодии из фильмов 1947 года "Никогда не покидай меня", "Частная жизнь Элизабет и Эссекс" 1939 года и "Бремя страстей человеческих" 1934 года.

Если не брать в расчёт отсутствие тройных прыжков, то свою задачу по меркам тех лет Дороти выполнила весьма неплохо. Не могу не отметить её неповторимое чувство позы, прямую осанку и грациозность. Впрочем, в то же время очевидно, что артистизм не был сильной стороной Дороти. Во время своей соревновательной карьеры она была в большей степени спортменом-атлетом, нежели артистом на льду. Ещё более примечательным является тот факт, что именно мужчины одиночники в те годы активно двигали фигурное катание вперёд. В своих программах они умело сочетали высокую техническую сложность с театральностью и артистизмом.

1980 год

На играх 1980 года прошедших в Лейк-Плэсиде на первое место впервые поднимается фигуристка из Восточной Германии - Анетт Пётч. В короткой программе звучит музыка из оригинальной бродвейской постановки 1957 года "Вестсайдская история":

В произвольной Анетт звучит увертюра из мюзикла 1964 года "Смешная девчонка". Прошёл целый олимпийский цикл, но серьёзных перемен в женском одиночном катании всё ещё не случилось. Артистизм и оригинальность постановки не играют весомой роли в оценке. Победа Анетт на этих играх в первую очередь случилась благодаря её мастерству в обязательных фигурах.

Вскоре после завоевания олимпийской медали Анетт объявила о завершении карьеры. Причиной стали травмы колена и отсутствие достаточной мотивации, однако спустя несколько десятилетий, в одном из интервью она признавалась, что позже жалела о своем решении.

-3

Продолжение следует!

-4