Я начинала всю эту историю по психологии супергероев с менее популярных персонажей. Возможно, Железный Человек должен был завершать ее, но я, сидя в носочках со щитом Кэпа и пьющая чаек из кружки с Кэпом, закончу именно им.
Чаще всего нас привлекают герои, с которыми нам легче ассоциировать себя, мы так делаем с самого детства, выбирая себе любимых персонажей и крича "это я!". Часто это те, на которых мы хотели бы равняться, и, насколько бы комиксы не считались детскими и бессмысленными, я знаю, что могла бы найти себе цитату для татухи в любой речи Кэпа.
История Капитана Америки - это история о человеке, который своей честностью, справедливостью и желанием делать то, что правильно, добивается своих целей; история о том, что сила внутри важнее силы снаружи. В течение своего пути Стив не роется в своем прошлом, не цепляется за ошибки, чтобы начать процесс самобичевания, он просто делает то, что правильно, в любых меняющихся обстоятельствах.
Если честно, этот весь пост мог бы просто быть посвящен тому, как Стив олицетворяет все социально одобряемые качества, насколько у него развитые скиллы лидера и оратора, насколько его авторитет давит даже на супер нарциссичного Тони и неуправляемого Халка, и завершаться мыслью, что Кэп - единственный достойных среди людей, и вообще всегда был достойным, до такой степени достойным, что даже решил не умалять достоинства Тора, поднимая молот еще в первых мстителях. Но я просто свяжу все это в комок моего вдохновения и восхищения, а вот поговорить хочу про причины, почему Стив такой, какой есть, и как он меняется в течение фильмов.
Все в курсе о главной роли родителей в становлении характера. Родителей Стива мы почти не знаем, но даже минимальной информации хватает для понимания, почему Кэп это Кэп. Отец Стива - военный, погибший на фронте, мать - медсестра, работающая с больными туберкулезом, и погибшая от него соответственно. Отсюда можно проследить, откуда у Кэпа восхищение армией и военными людьми, и почему он так рвется в их состав. От матери Стив, вероятно, перенял сострадание к людям и желание им помогать. Потеряв родителей в раннем возрасте, его единственной опорой и своего рода наставником стал лучший друг Баки. Он был старше, сильнее, он разделял его мировоззрение и стал для Стива больше, чем просто другом - он стал семьей. Это объясняет их тесную связь и постоянный выбор Кэпа в сторону Баки.
Жертвенность появляется из-за социальной незначимости. У человека есть потребность быть полезным обществу, Стив в своем положении до сыворотки не чувствует себя ни важным, ни значимым, он рвется на фронт, где все равны, и готов отдать свою жизнь за других, потому что в его голове это единственный сюжет, где он становится достойным и значимым человеком. Когда его выбирают для проекта создания супер-солдата, до него доходит, что его сила идет изнутри, но на протяжении всего своего пути Кэп живет именно этим сюжетом, не пытаясь развить личность "простого парня из Бруклина", а становясь идеальным солдатом и защитником.
Жертвуя собой и просыпаясь в мире, где у него нет ничего, кроме, как раз, восхищения, он не может найти себе место в новом времени, не может социализироваться. В Мстителях он говорит, что человек, способный на семью и спокойную жизнь погиб 70 лет назад. Весь путь Кэпа из-за этого становится путем борца за справедливость, поэтому его наибольший страх, который Алая Ведьма ему показывает в Мстителях, - это не страх смертей или война, а как раз спокойная, размеренная жизнь, которой он банально не умеет жить.
Тема доверия, выбора и жертвенности идет через все фильмы с участием Стива. С самого начала они достигают своего максимума: Кэп буквально становится олицетворением патриотизма и верности, он жертвует собой ради спасения других - идеальный герой, что его и устраивает в начале. Кэп предан не правилам, а тому, что он сам считает правильным, в начале это с большего совпадает. Я очень люблю момент в Мстителях, когда Кэп говорит "У нас есть приказы, мы должны их исполнять" и получает ответ Тони - "Исполнять - не мой стиль".
Это точка, с которой оба персонажа начинают идти к своим противоположностям, момент, когда Кэп начинает сомневаться в авторитетах и начинает разделять понятия верности власти и верности своим принципам. Если Железного Человека последствия своего эгоцентризма приводят как раз к исполнению приказов и следованию правилам, то нарастающее недоверие Стива приводит его на сторону, где он лучше станет преступником, но останется верным себе. Кэп больше не ассоциирует себя с Капитаном Америкой - главным патриотом и защитником, он отдает свой щит, даже представляться он уже начинает просто как Стив Роджерс.
Как и у всех остальных героев, жизнь Стива разделяется на "до" и "после" во время событий Войны Бесконечности. Там он отправляется в прошлое, где видит, что Пэгги (его почти девушка), даже после его смерти, после замужества и рождения детей все еще хранит его фотографию на рабочем столе. В документалке, которую Кэп смотрит в своем времени, она говорит, что даже после смерти Стив продолжал влиять на нее (как и она на него), напоминая, ради чего они оба борются и с чего начинали. Плюс Тони, как близкий друг Кэпа, и авторитетная для него личность, наверняка влияет на его понимание того, что он все-таки заслуживает счастья и размеренной жизни своим же примером.
Кэп и Тони идут в направлениях прямо противоположных друг другу, находя при этом баланс в жертвенности и нарциссизме соответственно. Многим не нравится конец истории Кэпа, но, если рассматривать его с такой перспективы, то Стив, изначально пожертвовав своей жизнью ради всех других, в конце концов выбирает себя и свое счастье.
Я старалась раскрывать все психологические отклонения с целью разобраться, как это может помочь мне (и, надеюсь, тем, кто читает) в реальной жизни. Проблема Кэпа решается в его самом первом фильме, после которого идет скорее его личностный рост, поэтому моменты, которые можно было бы у него перенять, он оговаривает довольно прозрачно и в лоб, поэтому я просто закончу его цитатами (или цитатами про него).
— Пообещай мне, что, что бы ни случилось, ты останешься собой. Не идеальным солдатом, но хорошим парнем.
— Сильный человек, который обладал силой всю свою жизнь, теряет уважение к этому дару. А слабый человек знает цену силе и обладает состраданием.
— Раз убежишь — и будешь бегать вечно.
— Я не хочу никого убивать. Мне не нравятся подонки, не важно откуда они.
— Там парни кладут свои жизни. И я не в праве отсиживаться за их спинами, это ты должен понять. Дело не во мне.
— Ты спасаешь людей, невзирая на то, что они боятся и ненавидят тебя. Поэтому для меня лично ты — герой.
— Поверь главному авторитету в вопросах ожидания — ждать не стоит. Попробуйте просто жить.
— Ты моё задание! — Так выполни его. Ведь я с тобой до конца.
— Да, мы не совершенны, но надежнее нас нет никого.
— Но прошлое в прошлом, а мы живём... всё ведь в наших руках, мир остался на нас, и мы за него в ответе, а иначе, Таносу стоило убить всех.
— Всем нам нужна семья. <...> Я, скорее, верю в людей, индивидуумов. И рад признать, по большей части, они меня не разочаровали, а значит, и я не вправе их подвести. <...> Знаю, что причинил тебе боль. Наверное, думал, что, умалчивая о твоих родителях, поступаю милосердно, но теперь понимаю, что щадил себя самого. <...> Знаю, ты делаешь то, что должно, мы все должны делать что должно, насколько это возможно. Как бы всё ни сложилось, даю слово: если будем нужны... если я буду нужен - я приду.
— Цена свободы высока, так было всегда. И эту цену я готов заплатить. Если только я, то так тому и быть. Но я убеждён, что не одинок.