Найти в Дзене
DogAngel

Мы ставим собак на «пушку». Что на эту тему думают Валдай и Бублик. Трюфельные истории

Оглавление

Сделать из собаки собаку трюфельную не так-то легко, как выясняется. Самое сложное в обнаружении трюфеля — указать точное место его нахождения. Настолько точное, что человеку останется только копнуть лопаткой и — вот он, земляной гриб! Обозначение должно быть не только точным, а даже больше - ТОЧЕЧНЫМ.

Трюфеля в крымских лесах немного, но он есть. Просто надо знать места, где он может расти. Его так же, как и во Франции-Испании-Италии, покупают местные рестораны. В ресторанах трюфель трут на мелкой тёрочке прямо в вашу тарелку с горячим блюдом, и блюдо приобретает умопомрачительный аромат. Говорят, что 1 (один) грамм трюфеля в меню ресторана стоит 350 рублей. Не знаю, не заказывала, но вполне может быть )))

Иногда Бублик находит вот такие гиганты
Иногда Бублик находит вот такие гиганты

Конечно, мы не собираемся собирать этот гриб для продажи, слишком хлопотное это дело. Но найти 2-3 грибочка для собственной тарелки - вполне себе реальная история. К этому и стремимся.

Однако Куба и Ляля ещё не умеют обозначать источник запаха. Они пока просто носятся по лесу и указывают на всю землю вокруг:

— Тут грибочки! Копай везде! Тут везде пахнет!

А Бублик, наш однопартиец из «Трюфельной собаки», подойдёт, воткнёт в землю свой нос, и скажет:

— Не везде, а только вот тут.

Следующий грибок Бублик укажет метров за двадцать.

Для того, чтобы научить собаку концентрировать своё внимание на определённой точке, в кинологии используются различные приёмы. У нашего инструктора Ивана их тоже несколько. Один их них я недавно показывала своим читателям в ролике «Удочка». Кто не видел, посмотрите этот ролик. Он очень весёлый, там Куба обманывает тренера и ему это удаётся. Посмотрите, но не уходите с этой статьи, потому что дальше будет тоже интересно.

— Записывайте домашнее задание, — сказал мне Иван на прошлой тренировке и я нацелила камеру для записи, — Будем ставить Кубу и Лялю на пушку.

Иван вынес из инструкторского вагончика средних размеров термос и назвал его «пушкой».

-2

— Сюда заряжаем мячик, — показал он дуло «термоса», — а это пульт, им вы будете оживлять мячик, когда собака выполнит все условия.

Условий всего два. Собака должна сесть/лечь и неотрывно на смотреть на предмет. Предмет прячется в корзину, чтобы собака не могла до него дотронуться.

Зачем такие сложности?

А затем, что метод этот используется не только для подготовки собак на обозначение трюфеля. Но и на обозначение Взрывчатых Веществ. Например, тротила. Собака не должна касаться никаких опасных предметов.

Постепенно, с каждым этапом обучения, корзина будет убираться на второй план, а навык дистанционного обозначения - останется. В случае с поиском взрывчатых веществ это ЖИЗНЕННО важно как для собаки, так и для окружающих её людей.

Куба и Ляля как раз проходят этап постановки дистанционного обозначения. Упражнения с «удочкой» уже освоено. Сейчас нам предстоит освоить упражнение с «пушкой».

Однако, есть у «пушки» один минус.

Собака не должна скучать на занятиях. То есть, её, сссаббаку такую, надо постоянно мотивировать, интриговать и заинтересовывать. Если у неё что-то не получается, она может сказать:

— А ну и ладно, тогда я пошла.

И пойдёт себе ловить фантики.

А нам надо, чтобы она САМА хотела выполнить упражнение. Иначе как она будет искать трюфель? Или тротил? Или запрещённые вещества?

Удочка позволяет нам «оживить» предмет в корзине. С «пушкой» так не получится. Мячик, заряженный в этот агрегат, будет молча торчать посреди корзины. Собака может заскучать и пойти искать себе другое заделье.

— Надо, чтобы вместо мячика была их любимая игрушка, — сказал Иван.

-3

Любимой игрушкой был розовый заяц-пищалка. Зайцу не повезло — по размеру он как раз подошёл к дулу пушки.

Зайца назначили рецидивистом. По легенде он должен постоянно сбегать из корзины.

— Будете сторожить зайца, — сказала я Кубе и Ляле, — Как только он убежит, вы его поймаете и вернёте обратно.

И собаки стали сторожить.

По иронии судьбы, как только они опускали зад на землю, а глаза на Зайца, тот моментально выскакивал из корзины.

— Удрал! — радовались собаки и гнались за беглецом.

Ляля в деле!
Ляля в деле!

Но иногда Куба и Ляля тупили и забывали сесть/лечь. Просто стояли и таращились на Зайца. А он не выскакивал.

Ляля тупит
Ляля тупит

Шутки-шутками, но во время обучения двух проворных интеллигентных собак я, их хозяйка, должна быть не хуже их. А я — хуже. Они соображают быстрее меня. У меня реакции медленнее. Надо быстрее реагировать на их быстрый присяд и моментально нажимать кнопочку дистанционного управления «пушкой». А ещё надо учитывать, не повернула ли собака голову в это время от созерцания предмета на что-то другое. Если она отвлеклась — заяц не должен выскочить! А у меня он часто выскакивал не вовремя.

Лялька креативит, но её возвращают в лоно классицизма

Но, тем не менее, не смотря на мою умственную отсталость, между Лялей и Кубой наметилась разница в темпе обучения. Лялька быстро схватила, что от неё требуется, а Куба тупил вместе со мной.

Лялька же начала вносить в образовательный процесс нотку творчества.

— Я к нему вот так подойду, — демонстрировала она шаг лисы, подкрадывающейся к кролику, — и спрошу: «а документики у вас в порядке, гражданин заяц?»

И ведь подходила! Молнией подкрадывалась на полусогнутых, словно лиса, застывала в такой позе перед Зайцем и ждала Зайцева ответа на вопрос о документах. Документов, естественно, не было и Заяц, конечно, опять удирал от представителей закона.

Предложенный Лялькой креативный способ обозначения тренер Иван оценил, похвалил, но... забраковал. Вернул артистку в лоно классической драмы. Велел сидеть или лежать, а не застывать на полусогнутых.

Проверил Иван наше домашнее задание и выдал вердикт - Куба остаётся на прежнем уровне, а Ляля переходит на следующий этап, где добавляется второй предмет для усложнения задачи.

Куба же, поскольку мозгами весь в мать, будет совершенствовать связку: подошёл к корзине, сел, уставился на предмет, получил награду.

Что думают Валдай и Бублик про нашего розового Зайца

— Это у вас что такое? — увидели нашу воскресную тренировку на природе Валдай и Бублик.

Эти двое, а ещё инструкторова Кики с восьми утра собирали трюфеля в лесах за Симферополем. Опять набрали «гороха», но очень ароматного. Маленький грибок даже лучше - его весь в тарелку потрёшь на тёрочке, и ничего не останется. А большой весь не съешь и потом надо думать, как сохранить.

Куба, Ляля и мы с Эдиком, как личности временно не образованные, к настоящему поиску пока не допущены, зато были приглашены на финальное чаепитие со своими харчами и табуретками. Заодно мне было велено и корзину с пушкой привезти.

Нашу тренировку в лесу увидели асы трюфельного поиска - Бублик и его дружок Валдай.

— Это вам зачем такое?

— Это мы Зайца сторожим, чтобы не удрал. Он всё время сбегает, — объяснил Куба.

— Рецидивист, значит, — понял Бублик, — Эти завсегда утекают.

— А ну и пусть утекает, — пожал плечами Валдай, — Зайцы должны жить в лесу.

— Ты что! — оттёрла бессердечного лабрадора от любимой игрушки Ляля, — Он в лесу не выживет! Он же розовиньковый, а в лесу мухи всякие, или другие мыши... Его покусают, мне его потом как лечить?

— Его нельзя в лес выпускать, — согласился Куба, — У него в попе свисток, ему нельзя простывать, а то он свистком чихать начнёт.

Куба подхватил зайца-пищалку и сам временно сделался рецидивистом. Удрал вместе с ним от нашей компании, немилосердно оглашая лес чиханием встроенного в зайца пищалкой. Лес затрепетал остатками золотой листвы и немного осыпался от страха. Пришлось срочно зайца вернуть в корзину.

— Глупости всё это, — вынес свой вердикт Бублик, — Все эти ваши зайцы, пушки и удочки. Нам с Валдаем этого не надо. Мы в лес зашли, и сразу трюфель нашли. А вы ерундой занимаетесь.

Валдай во всём соглашается со старшим товарищем, хоть и посматривает на розового зайца с интересом. Но, раз Бублик говорит «Ерунда», значит, заяц этот чистая ерунда.

А мне и правда стало интересно. Почему мои Куба и Ляля, обучаясь обозначению трюфеля, нуждаются в таких тренажёрах, как Удочка или Пушка, а Бублик с Валдаем были лишены этого удовольствия?

— Хотите правду? — ответил на мой запрос инструктор и у меня упало сердце.

Сейчас он скажет, что это потому, что я тупая. Или мои собаки тупые. Хотя нет... Лялька бьёт все рекорды по смышлёности. Куба слегка тупит, но не настолько, чтобы ему ментальные костыли подсовывать. Куба мальчик, а мальчики всегда тугодумнее девчонок. Значит, причина во мне. Это я — тупая. Из-за меня моим собакам нужны всякие Удочки, Пушки, Зайцы и ещё бох знает что понадобится только потому, что мать у них неповоротливый тормоз.

— Так, стоп, — остановил меня Иван, — Чего-то вы много наговорили. Всё гораздо проще. У собаки есть всего две мотивации: либо пищевая, либо игровая. У ваших собак имеются ДВЕ мотивации, это БОЛЬШОЕ везение. Они одинаково работают и за игрушку, и за лакомство. У Бублика с Валдаем в основе лежит пищевая мотивация. У них другой путь развития, другие тренажёры, другие методики. Кроме того, ваш маркер совершенно неэффективен.

Вот тут я совсем не поняла... Как это неэффективен, когда я ору, как резанная: «молодец!» и другие «бравы»

— Зато у вас отличная игровая мотивация, — продолжал Иван, — Через игру легко можно поставить самую сложную работу. Так что вашим собакам повезло от природы.

«Повезло от природы, — подумала я, — но не с хозяйкой... А с маркером я разберусь, почему это он у меня неэффективен. Я-то была уверена, что он у меня ого-го какой эффективный...»

Ну, вот, собственно, и всё, что я хотела сегодня написать. Про наши домашние задания и воскресную встречу с инструктором и нашими друзьями из «Трюфельной собаки».

С вами по-прежнему Александра и мой канал DogAngel. Заходите в гости, читайте архивные рассказы. Возможно, кому-то будет удобно воспользоваться подборками рассказов по тематикам? Тогда зайдите на мой канал и нажмите на слово «Подборки». Это очень удобная функция.

-9