Прошло еще некоторое время, и я продолжила смотреть кино Ирана. Кто б мог подумать, что это станет актуальным теперь!? Моральный аспект является ядром каждого фильма и трудный выбор героев сопутствует этому. Проблемы иранцев часто схожи с нашими, но есть, конечно, и весьма оригинальные. Что разумеется связано с реалиями страны – исламской диктатуры. Поэтому зрителю иногда непривычно разбираться в сюжетах, связанных со смертной казнью, судебными договоренностями сторон, бесправием женщин и детей, временным браком. С криминалом легче, он везде вне закона. Часть просмотренных картин никак не переведена, с некоторыми все в порядке. Что не всегда соответствует впечатлению от них: забытые дубляжом картины как раз самые интересные.
Старые фильмы «Прекрасный город» и «Ми для мамы», к счастью, озвучены. Совершенно замечательное кино про преступников и инвалидов.
В прекрасном городе, в тюрьме, томится парень, убивший свою возлюбленную. Наступает срок исполнения смертного приговора, с которым в Иране строго. Его друг, вор Ала, вызывается помочь: встретиться с родителями жертвы и уговорить их, чтоб отменили приговор. Под честное слово того выпускают. Вместе с сестрой висельника – красивой разведенкой с ребенком – он уговаривает отца жертвы, раз за разом получая отказы от мрачного типа. Путешествуя по трущобам с ребенком на руках, парень влюбляется в сестру друга… Как во многих фильмах, постепенно, от эпизода к эпизоду, раскрываются все секреты сюжета этого недетектива. В финале страдающие герои поставлены перед неразрешимой дилеммой, что свойственно иранским картинам. Убитых горем героев оплакивают зрители… удивляясь чудесным перипетиям иранской правовой системы, где преступника можно простить, скорую казнь можно купить, за жестокость нужно платить и т.д.
«Ми для мамы» разучивает на скрипке ребенок-инвалид, чья мать пострадала от химической атаки иракцев во время ирано-иракской войны 1980-х годов. Отважная мать выбирает рождение ребенка, невзирая на развод, бедность и прочие опасности. Бедность – любимый антураж иранских режиссеров. Как и дети. Впервые в кино этой страны я наблюдала интернат для детей-инвалидов. Эпизоды их хорового выступления - лучшие в фильме, очень сентиментальные и вдохновляющие. Сражаясь за жизнь сына, мать сама заболевает… Трагичное действие происходит на фоне прекрасной музыки. Г. Фарахани совершенно чудесно играет оптимистку-мать, жертвующую всем ради талантливого сына.
«Ни даты, ни подписи» мне не понравился какой-то надуманностью главной проблемы картины, а именно – чувство вины. После автокатастрофы умирает ребенок. При вскрытии выясняются предполагаемые причины смерти: кишечная инфекция и удар. Виновник катастрофы, по совместительству патологоанатом, мучается невыносимым чувством вины и сам признается в преступлении. Между тем следствие обвиняет родителей в плохом питании ребенка, вследствие чего тот заболел… Кроме прекрасной игры Н. Мохаммадзаде, в картине посмотреть не на что.
«Дом девушки» интересен для нас экзотической проблемой – досвадебное обследование невесты гинекологом. Даже для Ирана это архаичная традиция. На этом конфликте и выстроен сюжет. Внезапно перед свадьбой погибает невеста. Ее подруги, страдая от потери, берутся выяснить тайну ее гибели. Обходя круг знакомых погибшей, девушки шаг за шагом собирают улики этого происшествия. Выясняется, что к смерти ее подтолкнули родственники жениха, для которых следование отжившим традициям важнее любви, уважения и прочих семейных реалий. Неудивительно, что фильм в стране запрещен. Если б его перевели, уверена, что он нашел бы своего зрителя у нас.
Оказывается, в Иране есть педофилы! Несмотря на ислам и скорый смертный приговор, находятся же смельчаки! Именно о таких картина "Тише! Девочки не плачут". Фильм нескучный, но какой-то неглубокий и неправдоподобный. Особенно портит картину игра Т. Табатабаей, которая везде играет одинаково, на грани истерики и взрыва эмоций. Сцена, где ее героиня в одиночку, неспешно, голыми руками расправляется с насильником, больше смешит. Здесь, как и во многих фильмах, показана работа судебной системы, с ее противоречивыми аспектами. Виновен, но есть смягчающие факторы – как поступить? Убил, но был спровоцирован – как поступить? Вынесен несправедливый приговор – как исправить? А так, конечно, мораль в высшей степени верна: негодяям – смерть. Еще б субтитры…
Хорошая картина «Выездка» про взросление. Компания подростков совершает преступление. Всем весело, кроме юной Гольсы, которая ужасается содеянному. Девушка всеми силами пытается исправить нанесенный ущерб. Никто, включая родителей, ее не поддерживает. Вскоре на семью оказывается беспрецедентное давление со всех сторон… Гольсе предстоит принять трудное решение: сдаться или выступить против всех… Как водится в реалистичном кино, герои показаны разносторонне. Романтичный, влюбленный юноша вполне может воровать. Добрые и понимающие взрослые могут бояться. Никто не хочет страдать и жить без комфорта. Все согласны на сделку с совестью, и они не злодеи. Особенно привлекла меня здесь проблема обманутых дольщиков жилья, которая не обошла стороной и Иран. Кто б мог подумать!?
Самые замечательные картины - это «Плавание бабочки» и «Баллада о белой корове».
«Плавание (или удар) бабочки» - очень эмоциональная криминальная драма, экшн. Типа «Лантури, Стадо, Калашников, Зависимые». Произошло преступление, убийство чести. Озлобленный муж в ярости убил жену за постыдный ролик в интернете. Теперь ему грозит казнь. Чтоб его спасти, его брату Ходжату нужно найти оператора того самого видео, тогда родители убитой помилуют мужа-убийцу. Разъяренный и убитый горем Ходжат, как Немезида, носится по городу в поисках виновного, карая подозреваемых направо и налево. Как водится, распутывая клубок подозрений, герой и не подозревает, какую страшную правду ему придется узнать. Тяжело, когда твои близкие причастны к преступлениям. Тяжело, когда тебя подставляют самые родные. Всего тяжелее узнавать об этом… Еще один герой стоит перед трудным выбором. Фильм интересно смотреть даже без перевода, которого тоже нет.
Несмотря на дубляж, название «Баллада о белой корове» осталось мною не понято. Метафора, отсылка к мифологии, религии, искусству – что угодно может оно означать. Это не помешало очень теплому по эмоциям фильму. Претензий к переводу нет – дубляж есть. Еще одна правовая коллизия: казнили невинного, поторопились. Кое-где казни годами ждут, а здесь не задержались! Несчастная Мина, впавшая в бедность, как-то выживает, воспитывает дочку. И безуспешно пытается добиться справедливости: встретиться с торопливыми судьями и призвать их к ответу. Система, конечно, же ее отфутболивает, отделываясь отписками: не положено, не принято. Ей даже выплачивают компенсацию, а настырная все не успокаивается… Внезапно на пороге ее дома возникает мрачноватый незнакомец, представляясь другом ее мужа… Реза начинает всячески помогать семье, Мина начинает мечтать о женском счастье… Счастливых финалов в иранском кино почти не бывает, к сожалению. Множество проблем, предрассудков, архаичных традиций мешают жить и радоваться людям. Что ж удивляться, если и здесь героям предстоит узнать страшные тайны, мешающие им быть счастливыми. Эпизоды Мины и Резы наполнены теплотой, искренностью, взаимной симпатией; просто украшают этот грустный фильм. Такую близость между влюбленными, если это понятие уместно в несчастном подцензурном кино, наблюдала лишь в прекрасной картине «Я не сержусь». В иранском кино, где женщину нельзя взять за руку, но можно накричать, толкнуть и ударить, любовь сильно не показывают и о ней не говорят. Тем приятнее видеть картины, где создатели все же ухитряются без скандалов и драк изобразить чувства.
Вот про такие картины мне захотелось рассказать. Политическое и критическое кино в Иране не наснимаешься, мигом на место поставят. А вот такое морально-нравственное, частные истории про обычных людей, с которыми случается нечто из ряда вон, – снимают. И иной раз очень интересно наблюдать за перипетиями героев, оказавшихся в трудной ситуации морального выбора. В каждую картину, как в детектив, включена загадка, тайна, раскрытие которой определяет парадоксальный финал, как в последних 2-х драмах. И мы зрители плачем вместе с несчастными героями, которых слишком много в иранском кино.