Нахожусь в недоумении.
Сначала предыстория, потом причина удивления.
Я не склонна демонизировать школу и учителей, хоть и вижу много всякой жути, при глубоком анализе всегда прихожу к выходу, что демон — сама система, а люди в ней выживают как могут. Бывает, конечно, всякое, но так в любой профессии. Сами же по себе учителя — обычные люди, часто прекрасные люди, загнанные люди, уставшие люди, всё равно ищущие люди, рефлексирующие люди. Я это всё к чему... Есть вечная тема школьных поборов, о которой говорят родители. И часто я слышу о том, что родителям не оставляют выбора, заставляют сдавать деньги на подарки учителям, порой буквально через шантаж. Вот я не очень верю, что это прямо система. Меня окружают совсем другие учителя, я даже представить себе не могу их, с шантажом требующих себе подарков.
Мой родительский опыт с подарками такой.
Сын 1 и 2 класс — наш самый горький опыт, два года травли, там была очень плохая учительница. С первого дня родительский комитет сказал, что ей всегда надо дарить карточку магазина «Твой дом», и она там будет себе всё покупать, ей оттуда много чего нужно. Но это не показатель. Это была плохая, правда, учительница. Больше в своей взрослой жизни я с такими не сталкивалась лично, ни в школах моих детей, ни в школах, с которыми работаю.
Сын 3 и 4 класс — учитель от Бога, которая спасла моего сына, реабилитировала его, выстроила крутейшую программу адаптации после травли в предыдущем классе. А какие она делает уроки!!! Конфетка. Так получилось, что сейчас она моя ученица, и я эти уроки смотрю. Я была (и остаюсь) ей так благодарна за спасение моего ребёнка, что я, честно, не помню, как там была выстроена система подарков. Помню, что собирали раза в три меньше денег, чем в предыдущем классе. Что дарили, не помню. Потому что мы всей семьёй сами дарили ей подарки. От души. От сердца. Я благодарна ей так, что посвятила ей свою книгу «Травля: со взрослыми согласовано», так и написала на развороте.
Сын 5 класс — родительский комитет собирал деньги на подарки, но я совершенно точно знаю, что учителя сами ничего не просили. Это была идея родителей. Причём, идея-фикс, я бы сказала. Помню, как у одной мамы была куча вопросов и претензий к учительнице по математике, которая буквально орала на её дочку. Она орала на многих. Моему не доставалось, но он рассказывал. И была там ещё такая же орущая учительница по живописи. И вот эта мама сказала, что на них не будет сдавать, ей не за что их благодарить. Помню, как остальные родители возмутились: «Как это так? Вы обязаны. Мы все обязаны сдать на всех учителей». Почему-то в голову никому не пришло, что благодарность должна быть искренней, и если учитель не устраивает, то дарить подарок скрепя сердце — это странно. Это же не дань. Но вот что главное. Это не было требованием учителей. Это исходило от САМИХ родителей. Как будто это просто такое положение вещей, исторически сложившийся факт, который никто не смеет оспорить. Я тогда ещё подумала, как сильно само отношение родителей к школе, к происходящему в школе, к учителям, к их роли, влияет, а порой мешает делать школу классной.
Сын 6 и 7 класс (сейчас) — сын поступил в школу с системой IB, там совсем всё иначе, чем в массовой российской школе. Там вообще никто даже не поймёт этой темы с деньгами на подарки. Дети сами с удовольствием дарят подарки учителям, с которыми у них хорошие отношения. И это совсем не покупные, ценные подарки. Часто это просто записка с кучей приятных слов, стих собственного сочинения или что-то в этом роде. Часто они делают такие комплименты не в праздники.
Дочка моя ходит во франко-американский сад в Москве, и там только косо посмотрят, если кто-то предложит скидываться на подарки. При этом они прицельно учат детей благодарить, делать комплименты, делать нематериальные подарки. Наша Варя периодически без привязки к праздникам одаривает своих педагогов, а из сада приносит подарки нам.
Так вот, мой родительский опыт подарков учителям, он слишком разнородный, слишком эмоционально окрашенный в некоторые периоды, а последние два года еще и не показательный. Мой опыт человека, работающего со школами, возможно, тоже не показательный, меня приглашают всё-таки не совсем обычные школы. Мы с учителями как раз учимся благодарить словами, комплиментами, учить этому детей и подавать собственный пример. Поэтому, возможно, я сейчас покажусь наивной чукотской девочкой. Но у меня вопрос. Вот это что? Это исключение из правил или тренд?
Этот комментарий оставила учительница в одном довольно крупном учительском ТГ-канале, не буду его называть, чтобы не вызвать холивар. И он там такой был не один. Но удивили меня не сами подобные комментарии, а сотни под ними. Там чего только не было. Учителя, согласные с тем, что это бесстыдные дети и родители. Родители с выпадом о том, как в их школах появляются списки желаемых подарков. Учителя, отметившие, что это недоработка классного руководителя, который не организовал родителей, чтобы они собрали деньги (да, серьёзно). Классные руководители, которые тут же, само собой, пришли отвечать, что это не их обязанность (совершенно справедливо) и что, вообще-то, просить родителей собирать деньги незаконно. В общем, мне захотелось понять, как реально обстоят с этим дела.
Расскажите, как у вас?
Если вы учитель, то как вы относитесь к материальным подаркам? Они для вас важны? Что для вас важнее, обратная связь от детей и родителей или факт наличия подарков, цветов для вас является показателем того, что вас ценят? А как вы учите детей в ваших классах благодарить? И учите ли вы этому? Учите ли вы детей благодарить друг друга после парной или групповой работы, после урока? Есть ли у вас интересные практики, приёмы благодарности?
Если вы родитель, как в классе заведено у вас?
Считайте, что это моё мини-исследование, не претендующее на доказательность.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.