Грибы всегда пользовались популярностью у русского человека. В былые времена грибные блюда были основными в крестьянских семьях, особенно в православный пост. Наши бабушки и дедушки запасали грибы впрок совсем не так, как это делают сейчас. Морозильных камер не было, и поэтому маслят мариновали, грузди и рыжики солили бочками, а вот подберезовики и белые шли исключительно на сушку. Сушили в печи, насыпая в горшок сырой песок и втыкая в него деревянные спицы. На каждую спицу нанизывали несколько грибов целиком, а затем уже сушеные собирали в гирлянду на крепкую нитку. Запах грибной стоял по всей избе.
Заготовляли грибы в основном сельские жители – для себя и для продажи. На вырученные деньги справляли детям одежонку, да какую – никакую обувку. Свои грибные места в лесу каждый грибник знал наизусть и никому их не показывал. По воспоминаниям старожилов жил в Соломатах (Чкаловский район Нижегородской области) знатный грибник-грибовар Макарыч. Он грибами ездил торговать даже в Москву, а когда солил, все посмеивался: «Крашены-те губки всё съедят». И правда, москвички влет раскупали его соленые грибочки.
Много сказок и былей он про лес знал. Так вот рассказывал он о «ведьминых кругах»:
«… это вот когда лешой, ведьмы да колдуны соберутца ночью в лесу, выберут поляну, да и водят тут под гармошку хоровод. Возьмутца за руки да всё и ходят кругом, и пляшут, и скачут. И обыкновенны люди, если им в лапы попадут, тоже с ими заодно взлягивают. Вот где оне хороводятца, тут и появляютца ведьмины кольца. Их сразу видать, трава внутри круга реденька да плохонька, жёлта, ровно больна. А по самому кругу грибы сидят. Больше негодны, мухоморы да поганки, дрожалки всяки сиреневы. Ну, быват, что и лисички, и сыроежки в таком кругу, а то дак даже и челыши. Вот как токо попадётца тебе такой ведьмин круг, таловку ставь на землю, за круг нести не моги. Теперь ножик бросай в середину круга да окстись три раза. После этова можно и грибы брать. А ножиком резать нельзя, только рвать. И таловкунетрогай, пока последний гриб не сорвёшь, не то беды не миновать, сама будешь с ведьмами хороводы водить. А лучше, как набредёшь на эдакой-то круг, лучше и не зарься – и грибы тут нечисты, и место нечисто. Обойди лучше это место стороной. Грибы-те только наружностью приманчивы, а в самом-то деле поганые. И беды от них не миновать…»
Сказки сказками, а один из грибников уже в наше время рассказывал, что встретил однажды такой «ведьмин круг»:
«…стоят себе, расположившись на полянке, совершенно правильным кружком беленькие опрятные воронки грибков. Да все чистенькие такие! Сроду, сколько не ходил в лес, никогда не встречал такого!..»
Употребил он эти грибочки в отварном виде – оказались они пустыми и безвкусными. И долго потом ему снились жуткие сны:
«…как усну, так снится сон – грибная поляна, идиотское круженье вместе с совершенно жуткими существами – с визгом, с диким ржанием и козлиным рёвом… Чуть с катушек не съехал!...»
В современное время уже нет такой нужды в грибах с точки зрения еды. И грибники едут в лес не столько за грибами, сколько за удовольствием. Это и прогулка, и полезный хвойный воздух, и вкусное подспорье к обычному рациону питанья…
Сейчас такая «тихая охота» медиками даже приравнивается к медитации. Да и загадку «ведьминых кругов» ученые давно разгадали.