Время и временность были едва ли не основными характеристиками измерения бытия для философов и богословов того времени. Однако, у Августина была и более серьезная сверхзадача. При комментировании Ветхого завета часто возникал вопрос: если бог сотворил мир в определенный момент, то что было до этого, и почему он не сотворил мир раньше?
Вопрос этот постоянно поднимался другими мыслителями и теологами, особенно манихеями, рассматривавшими две равные силы — Добро (Бог) и Зло (Дьявола). Поэтому Августину пришлось обратиться к проблематике моментов «до» и «после», а также пониманию времени как отдельной самостоятельно категории.
Средневековый философ поднимает три основных вопроса, которые возникают при объяснении времени. И на них он ищет ответы:
- как время взаимодействует с бытием и есть ли у него начало;
- возможно ли познать время и как его определить;
- как измерить время.
Августин считает, что время не может быть оторвано от вещей. Иными словами, оно не субстанционально по своей природе. Мы понимаем, что время движется, когда движутся вещи. Стрелки на часах не показывают время, а показывают фактически движение пространства. Это важная мысль, поскольку Августин в античной традиции связывает движение и время в единую взаимозависимую систему. И если представить вечный и незыблемый покой, то и время, по мнению патристика, также остановится и исчезнет.
Отсюда можно сделать важный вывод. Значит время, как и любое движение в мире, имеет свою причину. А значит у времени было своё начало.
Бог для Августина — вечная и неизменяемая сущность, которая является первопричиной мира. Значит, бог находится вне времени и говорить в отношении него, что было «до», что было «после» совершенно бессмысленно. Также бессмысленно спрашивать, что было тогда, когда мира не было. А не было никакого «когда» и «тогда» — время и движение отсутствовали. В этом моменте рассуждений Августин заключает, что время полностью имманентно миру — то есть наше бытие, человек и вещи его окружающие, полностью пронизаны временем. Но у времени есть своё начало, т.к. его сотворил бог, только это начало не проистекает во временной линейности (как например конкретная дата возникновения), а находится в причинном или генетическом смысле. Оно вместе с миром имеет свое начало в неизменяемой вечности.
Противопоставление вечности, как недвижимого и неизменяемого бытия, с миром, пребывающем во времени и постоянном движении, мы находим в трактатах других теологов того времени — у Василия Великого и Григория Нисского. Но именно Августин развил эту идею в полном виде.
Некоторые факты биографии
Августин родился 13 ноября 354 года в африканской провинции Нумидия, ныне — это территория Алжира. В молодом возрасте Августин познакомился с трудами Цицерона. Затем, он попал под большое влияние неоплатонизма и манихейства. Читал послание апостола Павла, беседовал с епископом Симплицианом. Принимал участие в христианских собраниях. В итоге он был крещён и недалеко от своего родного дома на севере Африки основал монашескую общину. Погиб Августин 28 августа 430 года во время осады Гиппона вандалами.
Самые значительные произведения патристика — «О граде Божьем», где он подробно излагает философию истории и впервые вообще использует линеарную концепцию исторического времени; и «Исповедь» — автобиографическое произведение, рассказывающее не только о его жизни, но и о его взглядах на познание мира и сущность божественной природы.
Прошлое и будущее
Но что такое «до» и «после»? Как определить существование прошлого, настоящего и будущего? Августин спрашивает: как представить существование того, чего уже нет или того, чего ещё нет? Если представить время только настоящим, которое никогда бы не переходило в будущее и прошлое, то это было бы не время, а вечность без движения и обновления. И в этой части рассуждений Августин впервые в истории приходит к радикально новой трактовке времени.
Он рассуждает так. Настоящее неуловимо ни на чувственном уровне, ни на умственном. Как только мы говорим о том, что происходит в данный момент времени, то он либо становится частью прошлого, либо грядущего. Поэтому настоящее постоянно сводится к нулю со стороны того, что уже было и того, что ещё будет. Поэтому Августин связывает онтологическую категорию времени с психологическим восприятием оной.
Но речь не идёт о чувственном восприятии человека, его биологических ритмах или, как может показаться на первый взгляд, о переживании человеком времени в зависимости от состояния. Философ-патристик подразумевает восприятие времени душой человека. Душа — вечна и незыблема, неизменчива и недвижима, она является частицей вечного божественного бытия. Но душа окружена телом, которое постоянно находится в движении и во времени.
Поэтому именно в душе существуют разные проявления времени:
- прошедшее вещей состоит в воспоминании (memoria),(эта мысль взята из Платона, у которого вечная душа наделена воспоминанием);
- настоящее вещей состоит в их созерцании (intuitus);
- будущее вещей в ожидании (expectatio)
Так человек c помощью души воспринимает происходящее здесь и сейчас, поэтому, по мнению Августина, уместно говорить, что он воспринимает три времени: настоящее, относящееся к настоящим вещам; настоящее-будущее вещей и настоящее-прошлое вещей. Именно поэтому при прочтении книги, разговоре или в момент звучания музыки мы воспринимаем образы прошлого, сопоставляя их длительность и соизмеряя не сами отзвучавшие или звучащие части произведения, а остающиеся от них в душе впечатления.
На наш взгляд, это очень красивая и глубокая мысль в понимании времени: недвижимая и вечная душа фиксирует вещи, находящиеся в постоянном движении времени.
Что касается сущности времени, Августин не дает четкого ответа. Он отмечает, что время движет как небесные светила, так и земные тела, и смысл времени ускользает от ума человека. Исключая идеи античных философов, Августин останавливается на определении времени как на особого рода «протяжении» (extensio).
Таким образом, Августин Аврелий еще в IV веке заложил фундамент феноменологии времени. И лишь спустя столетия в полемику с ним вступит Иммануил Кант, Готфрид Лейбниц. А позже — Эдмунд Гуссерль и Мартин Хайдеггер, но уже в XIX и ХХ веке«.
Автор: Алексей Александрович Морозов
Интересно? Еще можно почитать
1) «Августин был едва ли не первым мыслителем, который ввел в философию понятие прогресса, то есть постепенного развития от простого к сложному. Причем прогресс в его понимании был неразрывно связан с постепенным осуществлением воли Божией. Развитие человечества происходит путём постепенного раскрытия божественного откровения. Поначалу Господь открывается интимно одному человеку — Аврааму, потом — в Законе Моисея — явно целому народу (евреям) и, наконец, в Новом Завете — вочеловечившись — всему человечеству»
Этот и еще 190 материалов VIKENT.RU по теме Эволюционные идеи
2) Видео: ТВОРЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ
3) Видео: # МЕТОДИКИ ВЫСОКОГО УРОВНЯ — НЕ для всех...
Источники
- НАЧАЛО ВРЕМЕНИ: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ АВГУСТИНА АВРЕЛИЯ https://vk.com/@realnewphilosophy-nachalo-vremeni-fenomenologiya-avgustina-avreliya
#vikent_ru #Августин #великиеличности #великиелюди #творческиелюди #творческиеличности #деньрождения