Найти в Дзене

🔥Портрет гения, который не умея рисовать, стал великим художником.

Не скажу, что наш герой раздражает абсолютно всех - есть эстеты и ценители, которые выкладывают на аукционах миллионы долларов за его творения. Но обычных людей он раздражает, как мне кажется (да, и по себе сужу тоже)) вот чем - такую мазню и я запросто нарисую - и вот где же мои миллионы??? Естественно, речь идет о Марке Ротко (1903 - 1970 гг.). Давно порывалась о нем написать - но останавливало простое - страх. Вот сейчас, думаю, честно признаюсь, что я не понимаю, за что там миллионы выдают - накинутся на меня эстеты и растерзают. В общем - не понимаю. Да. И считаю это не художественно - эстетическим, а чисто коммерческим проектом, который выдувает ложные ценности буквально на пустом месте. Ну вот, как, например, я буквально вчера писала об алкоголичке и наркоманке, плясавшей голяком на сцене, которую сейчас превозносят как передовой писк искусства ее времени и выкапывают в ее антисоциальном образе жизни некие глубокие идеи. Но с другой стороны... Вот попробуем мы с вами такое реал

Не скажу, что наш герой раздражает абсолютно всех - есть эстеты и ценители, которые выкладывают на аукционах миллионы долларов за его творения. Но обычных людей он раздражает, как мне кажется (да, и по себе сужу тоже)) вот чем - такую мазню и я запросто нарисую - и вот где же мои миллионы???

Естественно, речь идет о Марке Ротко (1903 - 1970 гг.). Давно порывалась о нем написать - но останавливало простое - страх. Вот сейчас, думаю, честно признаюсь, что я не понимаю, за что там миллионы выдают - накинутся на меня эстеты и растерзают.

В общем - не понимаю. Да. И считаю это не художественно - эстетическим, а чисто коммерческим проектом, который выдувает ложные ценности буквально на пустом месте. Ну вот, как, например, я буквально вчера писала об алкоголичке и наркоманке, плясавшей голяком на сцене, которую сейчас превозносят как передовой писк искусства ее времени и выкапывают в ее антисоциальном образе жизни некие глубокие идеи.

Но с другой стороны... Вот попробуем мы с вами такое реально изобразить и продать. У нас не купят. А у него покупали. И здесь я думаю, художник был гением. Коммерции.

-2

Настоящее имя нашего героя - Маркус Янкелевич Роткович. И он, можно сказать - практически наш соотечественник. В том смысле, что родился на территории Российской империи. Время было неспокойное, черта оседлости, погромы и прочие прелести царской России - и многодетные родители Маркуса сделали смелый шаг, перебравшись в Америку, к родственникам. Без знания языка, заметьте.

Вскоре после переезда отец умирает, мать, которая всю жизнь была домохозяйкой, остается с детьми на руках, и, чтобы выжить старшие дети подключаются к заботе о семье. Работают, развиваются, учат язык.

Маркусу на момент всех этих событий было всего 10 лет, но и он посильно помогал семье - торгуя газетами на улице.

Кстати. Его отец был убежденным марксистом. Но позже пересмотрел свои взгляды, ударился в религию и Марко, благодаря этому некоторое время получал традиционное религиозное воспитание в ходе которого, в частности, овладел древнееврейским языком.
А когда отец умер - произошло обратное. Мальчик год оплакивал его смерть в синагоге, так и не примирился с фактом преждевременного ухода отца и навсегда порвал с религией.

Сразу скажу еще раз то, что и так понятно - Маркус был человеком очень и очень умным. Он прекрасно учился, знал несколько языков, причем, с детства (да, и на английском скоро заговорил как на родных идише и русском), он обладал техническим складом ума, был прекрасным математиком и собирался стать инженером. Поступил было в Йельский университет... Ударился в политику - исповедуя левые взгляды, близкие к радикальным. Собирался заниматься правами рабочих профсоюзов. Без всякого сомнения, он достиг бы успеха на любом поприще. Но вдруг внезапно все бросил, уехал в Нью - Йорк и начал все с нуля. Я не знаю, что произошло, но мне по ряду причин кажется, что расизм и негативное отношение к евреям в университете сыграли в таком повороте его жизни немаловажную роль.

В Нью-Йорке он устраивается на примитивную работу и осматривается на предмет - куда грести дальше. И как-то так получилось, что гребет к среде художников. И начинает рисовать. В общем-то, как умеет, хотя можно найти кучу пояснений к кому когда он примкнул, какое философское направление оказало на него влияние и прочее.

Просто все откидываем, и смотрим своими глазами:

В общем, он воспринимал картины (под имевшими тогда место влияниями авторитетов, находившихся в постоянном поиске) - как средство выражения своего эмоционального мира. Видимо, время было такое. Все художественные натуры эмоционально выражались. Вспомним ту же Аниту Бербер, Айседору Дункан (а это танцы), ну и кучу художников той эпохи, глядя на произведения которых кроме недоумения никаких чувств не возникает. Черный квадрат Малевича - ничуть не качественнее - а какие споры! Какие глубокомысленности наверчены вокруг!

Я думаю, умный мужчина просто понял, что нашел золотую жилу. Он тусовался в художественной среде, у него были выставки, его хвалили коллеги (вообще, впечатление, что на такие выставки в основном художники ходили друг к другу и там умничали.) И он понимал, что это намного перспективнее, чем пробиваться в инженерной среде, например.

Практические дела он тоже решал - женился (на дизайнере украшений), получил американское гражданство (чтоб не выслали в Европу, где активизировались фашизм и нацизм), сменил имя (появился Марко Ротко), и творил.

Далее, я пою с чужих слов, потому что я таких не знаю.

Это о том, как называются периоды его творчества, предшествующие тем картинам, глядя на которые большая часть зрителей начинает чесаться от раздражения.

1. Его ранний период (1924-1939) характеризовался влиянием импрессионизма в изобразительном искусстве, обычно изображающем городские сцены. Пример вы видели выше.
2. Его средний период (1940-1950) включал фазы фигуративной мифологической абстракции, "биоморфной" абстракции и "многоформности". Я, честно говоря, просто в восторге от людей, которые запросто могут вот это сформулировать.
Пример этого периода - картина без названия 1946 года:
-4
И, наконец, появляются картины, которые мы с вами все примерно знаем:
3. Третий, последний период (1951-1970) - он последовательно рисовал прямоугольные цветные области, задуманные как "драмы", чтобы вызвать эмоциональный отклик у зрителя.

Примеры:

Надо сказать - эмоциональный отклик эти творения вызывают, да еще какой! Но вот сам художник, как я вычитала, естественно, подвел под эти свои творения очень серьезную философскую базу, так что сомневаться или ерничать над ними теперь просто невозможно, ибо это настоящее преступление.

Он так объяснял свои произведения: это его реакция на трагедию Второй мировой войны и холокоста. То есть он больше не может писать человеческие фигуры, потому что они не в состоянии выразить страх смерти. Он выражает все пережитое вот таким способом. Можно сказать - выводя искусство на уровень чистой эмоции.

Он избрал средством выражения эмоций цвет, остроумно освободив его от любой формы.

-6

Соответственно, он и выставлял свои картины не так, как выставлялись картины других художников.

Он требовал, чтобы рядом никаких произведений других авторов не вешали, чтобы его картины висели отдельно, но - рядом друг с другом, на больших пространствах, при особом, приглушенном освещении, и в идеале, люди должны были до мест размещения картин добираться так, как если бы они направлялись в паломничество, а потом сидеть возле них, и медитировать.

Ну вот, например, как на этой фотографии, которую я нашла в интернете:

-7

И реально, люди сидели, смотрели, проникались эмоциями, начинали рыдать, например... Честно говоря, после того, как я своими глазами видела женщин бальзаковского возраста, рыдающими над нарисованными ручкой каракулями индийского гуру, про которые им объяснили, что у них высокий духовный смысл, я не удивлена.

Однако самое идеальное место, где и поныне в идеальных, с точки зрения художника, условиях, демонстрируются его картины, это капелла в Хьюстоне. Ротко получил заказ на ее роспись в 1964 году. Капелла была при католическом университете, Ротко был атеистом, но местных монахов один передовой монах - реформатор церковного искусства смог убедить, что ...в церкви гениальный атеист лучше, чем бездарный верующий, так как любое настоящее искусство все равно является религиозным...

В общем, Ротко нашпиговал капеллу своими полотнами для медитации и в итоге капелла из католической стала святилищем, "открытым для людей любого вероисповедания". Но сам автор остался доволен.

Один из залов капеллы - фото из свободного доступа в интернете.
Один из залов капеллы - фото из свободного доступа в интернете.

Если вы думаете, что Ротко просто брал краску и малевал как умел, вы ошибаетесь. Он много экспериментировал с разными красками, разными добавками в них, разными оттенками и их сочетаниями...

Это красиво! Красиво!!! Убеждают меня статьи по искусству... Я помню про рыдающих постбальзаковских дам и не спорю.

Как я поняла, третий его период подразделяется на подпериоды, в зависимости от того, в каких цветах художник предпочитал писать полотна.

Цвета эти менялись.

Вообще, у Ротко был еще такой маневр. Он мог, к примеру, вернуть деньги за большой заказ, потому что считал, что его картины выставляются в недостойном месте. Или отшить богатых и знаменитых клиентов, с той же формулировкой. Это, естественно, только набивало цену его полотнам, хотя принято считать, почему - то, что он исключительно самовыражался, а деньги его не интересовали.

Однако материально он вполне процветал. И вообще показал себя отличным бизнесменом. Боже мой - как по моему мнению - так это его главный талант!

Ротко, страдал от депрессий, вел нездоровый образ жизни - пил, курил, ел вкусное, но вредное и много валялся на диване. В общем - радовался жизни простыми и всеми желанными способами. В итоге здоровье его стало слабым, а потом он зачем - то напился лекарств и перерезал себе вены. И умер.

Но перед этим написал подробное завещание, обеспечив и своих детей, и память о себе.

В общем, картины его стоят просто бешеных денег, дети всю жизнь судились за его наследство с фондами и галереям, друзья и доверенные оказались продажными подлецами. Но несомненно одно (для меня лично, и я повторяю это еще раз): Ротко был гением маркетинга и коммерции.

И это единственная причина, по которой его мазня картины стоят миллионы, а наша с вами мазня не стоит ничего.

Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.