257 подписчиков

Экранизация Стивена Кинга. "Долорес Клэйборн". Осудить или пожалеть?..

296 прочитали

«Стать мегерой — иногда лучшее для того, чтобы выжить». Эта фраза повторяется в фильме «Долорес Клэйборн» (1995), поставленному по одноименному роману Стивена Кинга, несколько раз. Наверное, неспроста автор сделал акцент на этих словах. Сразу поясню, что в фильме вместо слова «мегера» взято другое, синоним. Но возможно, то слово могло помешать статье быть напечатанной, поэтому в целях безопасности я исходное слово заменила. Кто смотрел фильм, знает, как эта фраза прозвучала в первоисточнике.

Долорес с дочерью Селен. Изображение из свободного доступа.
Долорес с дочерью Селен. Изображение из свободного доступа.

Причем произносят ее в разные моменты фильма все три его главные героини : Долорес Клэйборн (Кэти Бейтс), служанка в богатом доме, которая прожила со своей хозяйкой больше двадцати лет, ее работодательница Вера Донован (Джуди Парфитт), богатая одинокая дама со стервозным характером, и Селена Джордж (Дженнифер Джейсон Ли), дочь Долорес, нью-йоркская журналистка, которая уехала из дома и 15 лет сюда не возвращалась.

Так что? Перед нами три мегеры? Суда по их поведению и общению с окружающими, такая мысль напрашивается. Но это было бы, наверное, очень просто. Ведь перед нами экранизация романа Стивена Кинга. А в его книгах простых историй не бывает. Все переплетено, что-то поставлено с ног на голову, а что-то внешне кажется одним, а на самом деле ничего общего с увиденным не имеет.

изображение из свободного доступа
изображение из свободного доступа

Действие фильма происходит в американском городке, расположенном на небольшом острове. Долорес Клэйборн обвиняют в убийстве ее хозяйки. Отягощается обвинение тем фактом, что на месте преступления ее застал свидетель-почтальон - стоящей с поднятой над головой немаленькой скалкой над телом свалившейся с лестницы (или ее столкнули) Верой Донован. Местный детектив Джон Мэки (Кристофер Пламмер) не верит словам Долорес о том, что она не виновата в смерти хозяйки.

Не верит еще и потому, что это второй аналогичный случай, который произошел в городке при участии Долорес. Двадцать лет назад при невыясненных обстоятельствах погиб муж Долорес Джо (Девид Стрэтэйрн). На нее пало подозрение, но виновной в убийстве мужа ее не признали. Вина была не доказана. Детектив Мэки, не сомневавшийся в том, что Долорес убила мужа, остался на долгие годы при своем мнении. И вот у него появилась, наконец-то, возможность осудить женщину сразу же за два «убийства».

Детектив Мэки и Долорес. Изображение из свободного доступа.
Детектив Мэки и Долорес. Изображение из свободного доступа.

Узнав из газетной вырезки, которую ей послал, как выяснилось позже, детектив Мэки, что мать обвиняют в убийстве ее работодательницы, дочь Долорес Селен быстро собирается и едет в родной когда-то городок. Встреча с матерью оказывается сложной, и понятно, почему — все эти 15 лет отсутствия в городке Селен была уверена, как и детектив Мэги, в том, что отца убила мать, которая его ненавидела и которая желала ему смерти.

Не сразу удалось матери и дочери начать разговаривать друг с другом. Мать пыталась объясниться, дочь не желала ее слушать. Как выяснилось, Селен почти ничего не помнила из того, что произошло. Бывает такое : когда с человеком происходит что-то плохое и он не хочет думать об этом, память прячет эти воспоминания очень далеко, вглубь. И появиться на свет они могут не скоро и только в определенных ситуациях, когда человек, например, окажется в аналогичной обстановке. Что и произошло, в конце концов, с Селен.

изображение из свободного доступа
изображение из свободного доступа

Джо отвратительно относился к своей жене Долорес. Грубый, наглый, сильно пьющий, поднимающий на жену руку, оскорбляющий ее постоянно. Все это Долорес терпела. Но когда она узнала, что муж, оказывается, путем обмана снял со сберкнижки все ею накопленные деньги, которые она собирала на учебу дочери, терпение ее начало иссякать. А в довершение всего, Долорес узнала , что муж дошел до того, что стал принуждать дочь к интиму. И что, возможно, это было уже не один раз.

Долорес и ее муж в день его гибели. Изображение из свободного доступа.
Долорес и ее муж в день его гибели. Изображение из свободного доступа.

И вот эта сильная, уверенная в себе женщина отчаянно плачет, не зная, как ей жить дальше. Уехать с дочкой? На что? И на что они будут жить? Да и муж, скорее всего, быстро найдет их, и будет еще хуже. И тут неожиданно ей «на помощь» приходит ее хозяйка Вера Донован, которая увидела ее заплаканной и очень удивилась этому факту. Она добивается от Долорес рассказать, что произошло. В ответ на ее рассказ Вера намекает на то, что ее муж, который изменял ей, попал в аварию, «несчастный случай». И она, Вера, осталась свободной и богатой, с деньгами мужа, которые перешли ей.

Долорес и ее хозяйка Вера Донован. Изображение из свободного доступа.
Долорес и ее хозяйка Вера Донован. Изображение из свободного доступа.

Поступить аналогично она советует и Долорес. Сначала Долорес не хочет даже думать об этом. Но вернувшись домой и «пообщавшись» какое-то время с мужем, который, как и всегда, показывает себя «во всей красе», в довершение всего опять пустив в ход руки и пригрозив убить ее, Долорес решается воплотить совет Веры в жизнь. Она бежит от догоняющего ее пьяного разъяренного мужа в сторону старого колодца, в который сама чуть не провалилась, упав. Она, увидев колодец, перепрыгивает через него. Джо, не видя его из-за высокой травы, падает на дно и разбивается.

изображение из свободного доступа
изображение из свободного доступа

Как я уже сказала, доказать виновность Долорес в смерти мужа детективу Мэки не удается. Селен, не помнящая о гнусных приставаниях отца, винит мать в его смерти и как только получает такую возможность, уезжает от нее. Долорес же продолжает все это время работать на Веру. Встретились два одиночества. Эти две независимые женщины находят друг в друге, своего рода поддержку. Несмотря на то, что Долорес достается от Веры по полной, учитывая ее крутой нрав.

Что же произошло между хозяйкой и служанкой? Вера, став со временем, совсем немощной, решает свести счеты с жизнью. И говорит об этом с Долорес. Она не хочет жить беспомощной. Долорес, как может, переводит ее мысли на другое. Занявшись повседневными делами на первом этаже дома, она неожиданно слышит непонятные звуки со второго этажа. Бежит туда в испуге от того, что с Верой что-то случилось. И видит Веру, быстро едущую в инвалидном кресле к лестнице вниз. Остановить ее у Долорес не получается, и Вера скатывается с лестницы.

Долорес и Вера, которая плачет и говорит, что не хочет жить. Изображение из свободного доступа.
Долорес и Вера, которая плачет и говорит, что не хочет жить. Изображение из свободного доступа.

Долорес в ужасе от произошедшего, хочет вызвать помощь, но Вера запрещает ей это сделать. И просит дать ей умереть. Вот тогда-то Долорес бежит на кухню и возвращается оттуда с довольно увесистой скалкой. Поднимает ее над Верой дрожащими руками и замирает в этой позе. Не может сделать следующий шаг. В этой позе и застает ее пришедший почтальон. Кргда он подходит к Вере, та уже мертва, умерла сама… Селен все-таки выслушивает рассказ матери о том, что произошло. Но продолжает не верить ей. И вот она неожиданно для себя вспоминает о том, что делал с ней отец, и где это происходило.

И мгновенно принимает решение помочь матери снять обвинение. И она, действительно, смогла это сделать. Как это ей удалось, узнаете, посмотрев фильм. Заканчивается он тем, что мать провожает уезжающую Селен. Две женщины обнимают друг друга. Хочется надеяться, что все самое плохое у них позади. Что помогло им понять и услышать друг друга? Желание этого. Одна говорила, другая не сразу, но стала слушать. А потом и помогла матери своим вниманием совсем раскрыться перед ней.

Селен в роли адвоката матери. Изображение из свободного доступа.
Селен в роли адвоката матери. Изображение из свободного доступа.

Дочь поняла, что мать поступила так, чтобы защитить ее от домогательств отца. Этим и только этим были продиктованы ее действия — чтобы отец не сломал ей жизнь. Авторы фильма как бы приводят нас к мысли, что каждый может быть выслушан и понят.

Режиссер фильма Тейлор Хэкворд. Автор сценария Тони Гилрой. По жанру это психологический триллер. Но фильм «Долорес Клэйборн» можно назвать и драмой, решаются судьбы людей, и детективом, ведь расследуются преступления. Хорошим дополнением к повествованию является музыка композитора Дэнни Эльфрана.

изображение из свободного доступа
изображение из свободного доступа

Так можно ли за что-либо осуждать этих трех женщин? Наверное, можно. Как бы говорит нам сам Стивен Кинг. И быстро их осудит, скорее всего, тот, кто не был на их месте. Когда человек чувствует безысходность и не видит иных путей, кроме того, который выбирает. Лишить жизни другого — это зло, это грех. Но есть такое понятие и как самооборона. Защитить себя и своих близких. В такой ситуации можно обвиняемым в преступлении людям только посочувствовать.

Факты для статьи взяты из печатных источников, находящихся в свободном доступе в интернете. Трейлер на английском, но вы все поймете.

Автор - Marisha)

Клипы от Юрия)