Найти тему
Ildar Memedlaev

ТОП-5 книг, которые должны быть в библиотеке каждого фотографа

Единственное предназначение любой книги, по моему мнению, это научить быть человеком: разносторонним, интересующимся, с правильными жизненными ценностями, порядочным и неравнодушным. Среди этого списка вы не найдете книг с прикладными советами или техническими терминами, это не учебники в традиционном смысле слова. Зато они точно заставят вас глубоко задуматься о смысле жизни, и, возможно, изменить взгляд на некоторые вещи вокруг, научат задавать правильные вопросы и самим искать на них ответы. 

Авторы этих альбомов — невероятно яркие личности, творцы, вписавшие свои имена в историю мировой фотографии. И у вас есть уникальный шанс следовать за лучшими из лучших, думать, учиться, снимать, творить и воспитывать самого себя.

Я считаю, что эти 5 книг должен иметь в своей библиотеке каждый фотограф. 

1. Борис Смелов. «Ретроспектива»
1. Борис Смелов. «Ретроспектива»

Борис Смелов — один из титанов российской фотографии, еще при жизни ставший легендой Петербурга, живым классиком. К сожалению, этого фотографа я открыл для себя довольно поздно, но мне очень посчастливилось раздобыть эту книгу. Она приурочена к единственной выставке Смелова, которая состоялась в Эрмитаже уже после его смерти. Из предисловия про личность автора мы, конечно, не узнаем ничего, но зато посмотрев его снимки, прогулявшись по улицам Санкт-Петербурга, какими их видел фотограф — увидим много значимого и ценного. Каждый раз, перелистывая книгу, вы будете открывать для себя что-то новое. 

2. Pete Souza. Obama: An Intimate Portrait
2. Pete Souza. Obama: An Intimate Portrait

Это феноменальная книга, материал для которой Пит Соуза снимал в течение восьми лет, пока был официальным фотографом Белого дома. Он сопровождал главу государства и его семью на всех событиях, встречах, в дипломатических поездках. Но на его фотографиях экс-президент Барак Обама запечатлен не только в роли политика. Он предстает перед нами обычным человеком, мужем и отцом, которому свойственно любить свою семью, общаться с совершенно разными людьми. То, что официальный фотограф Белого дома может снимать и показывать такую историю миру, лично у меня до сих пор не может уложиться в голове. Безусловно, это одна из выдающихся книг нашего времени. 

3. Philip Jones Griffiths. Vietnam Inc.
3. Philip Jones Griffiths. Vietnam Inc.

Это издание впервые увидело свет в 1971 году. В США оно сыграло решающую роль в изменении общественного мнения по отношению к Вьетнамской войне. Отчасти это и помогло положить ей конец. Филипп Джонс Гриффитс в деталях рассматривает все ужасы вооруженного конфликта, демонстрируя при этом совершеннейшие идеалы гуманизма. Можно с уверенностью сказать: такие книги не только показывают, но и меняют историю.

4. Antanas Sutkus. Planet Lithuania
4. Antanas Sutkus. Planet Lithuania

Эта книга — обзор фотографий Антанаса Суткуса о людях его родной Литвы. Суткус — прежде всего фотограф-гуманист, его мир — это его сограждане, дети, любовники, старики. Как они живут и взаимодействуют с традициями, природой и городом — эти пласты фотограф поднимает и показывает зрителю очень ярко, талантливо и откровенно. Фотографии сняты в советское время, но их стиль очень далек от идеалов той эпохи, от тотальной пропаганды. Антанас Суткус сумел запечатлеть людей такими, какие они есть. 

5. Йозеф Куделка. «Вторжение. Прага 68»
5. Йозеф Куделка. «Вторжение. Прага 68»

В течение первых семи дней вторжения войск Варшавского договора в Чехословакию, в августе 1968 года, Йозеф Куделка сделал уникальную серию фотографий, которую позже удалось тайно вывезти из страны. На Западе эти снимки были опубликованы, но без указания авторства: Куделка опасался за свою жизнь и за жизни членов своей семьи. Эти уникальные кадры принесли ему престижную награду, правда, получил он ее как «анонимный чешский фотограф». И только в 1984 году, когда угроза репрессий для его семьи миновала, он впервые публично признал себя автором. Для этой книги Куделка лично отобрал 249 фотографий, большинство из которых никогда ранее не публиковались.