Найти в Дзене

Лучшая книга Курта Воннегута по его собственному мнению

100 лет назад в этот день 11.11 родился лучший на всем протяжении Млечного Пути, по моему скромному мнению и мой бесконечно любимый писатель Курт Воннегут!!! Я обожаю его безумные фантастические истории, этот коктейль из доброты, здравого смысла, сумасшествия, инопланетян, войны, абсурда, смерти и отличного юмора. Мой личный Топ- 5 лучших книг Воннегута: «Колыбель для кошки», «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», «Завтрак для чемпионов», «Галапагосы» и «Синяя борода».

Воннегут же считал своей лучшей книгой «Галапагосы» (Galapagos). Вот об этом романе я и расскажу.

Сюжет таков: в 1986 году в «эпоху больших мозгов» то есть в «эру многообещающих монстров» небольшая группа случайно собравшихся вместе людей на корабле «Bahia de Darwin» (Бухта Дарвина), который должен был отправиться в «Естествоиспытательский круиз века» таково было маркетинговое название «заурядного двухнедельного плавания» на Галапагосские острова. В итоге корабль туда и отправился, но навсегда. И эти несколько человек, застрявшие на одном из островов Галапагосского архипелага, поверхность которого состояла из лавы и пепла, спаслись от вируса, который позже поразит весь мир и сделает всех женщин на Земле бесплодными. И соответственно только этим немногочисленным и не самым лучшим представителям рода человеческого предстоит стать прародителями всего человечества. Через миллион лет в процессе эволюции люди сильно видоизменится в лучшую сторону для себя и мира сторону. Да. Через миллион лет все станет так легко: люди не воюют, не врут, не усложняют себе и другим жизнь и не загрязняют планету и превосходно ловят рыбу. Абсолютный хэппи-энд!

Небольшой факт: после прочтения вы абсолютно точно влюбитесь в синелапых олуш, не спрашивайте почему.

Мне эта книга больше всего напоминает мою любимую «Колыбель для кошки» (о ней я подробно рассказывала год назад, ссылку на эту статью прикреплю внизу). В «Галапагосах» Воннегут рассматривает еще один вариант гибели всего человечества, при котором небольшой группе людей удается уцелеть. Только в этот раз уцелевшим предстоит стать прародителями всего будущего человечества.

В «Колыбели для кошки» проблема была в непомерном эгоизме людей, а в «Галапасосах» в непомерно большом мозге людей. То есть проблема этого мира, как всегда в людях, но теперь Воннегут подумал о том, а что может быть люди в этом не виноваты, просто их гипертрофированный мозг – это ошибка эволюции.

Роман «Колыбель для кошки» был ответом Воннегута на сброс первой атомной бомбы на Хиросиму в Японии, в нем автор выразил свое размышления о безответственности ученых, которые направляют свои умственные способности на военные разработки, которые, несомненно, когда-то разработка будет способна моментально уничтожить все живое как лёд-девять. А пока для этого у человечества есть только ядерное оружие и нужно какое-то время и довольно много бомб. Самое забавно и печальное в том, что все страны волнует не то, что они сами погибнут, если какая-либо другая страна нанесет по ним ядерный удар, а успеют ли они нанести ответный. В этом полном отсутствии здравого смысла вся суть мышления «больших мозгов» людей.

Как гражданин Соединенных штатов Воннегут в своих произведениях никогда не забывает напоминать о трех самых больших пятнах на совести США: уничтожение индейцев, рабство и сброс атомной бомбы на Хиросиму.

Вот и в «Галапагосах» тоже не обошлось без упоминания ядерных испытаний США на полигоне в атолле Бикини в 1946 году. Одному из героев казалось, что он принимал участие в этих испытаниях, и ему нужно было привязывать к столбам животных для проведения экспериментов. Самым тяжелым, по словам этого героя, для него было привязать пса Дональда. На самом деле в 1986 году пес этот был жив и здоров. На прощание этот герой якобы сказал Дональду: «Прощай, старина. Тебе предстоит отправиться в иной мир. И наверняка лучший, потому что никакой другой мир не может быть хуже, чем этот».

Но «Галапагосы» - это в большей степени ответ Воннегута на мировой экономический кризис и войну во Вьетнаме.

«Колыбель для кошки» и «Галапагосы» похожи даже по своей структуре. Только вместо религии Боконона и цитат из книг Боконона здесь эволюция Дарвина и цитаты из всемирной литературы и истории.

И основной посыл Воннегута в этих произведениях схож – счастье в простоте. Человеку нужно быть счастливым комком глины и просто любить все, что видит в этом прекрасном мире, сотворенном Богом. И даже если смотреть не религиозной, а научной точки зрения то вывод остается прежним. Ибо как сказал Мишель де Монтень: «Как чудно видеть, сколь малым довольствуется природа».

История в «Галапагосах» начинается с «Естествоиспытательского круиза века» на Галапагосские острова.

Для начала разберемся: почему Воннегут отправил новый Ноев Ковчег именно на Галапагосские острова, да потому что именно специфические флора, фауна и так называемые эндемики этих островов подтолкнули в свое время Дарвина к созданию эволюционной теории происхождения видов.

Вот это и есть отправная точка и основная задумка Воннегута в «Галапагосах».

«В результате тот [Дарвин] настрочил самый широкий по общественному воздействию – за всю эпоху великих больших мозгов – научный труд. Трактат этот, более чем любой другой, способствовал стабилизации изменчивых человеческих представлений о том, как можно определить успех или неудачу. Только вообразите! И заглавие книги отражало ее безжалостное содержание: «О происхождении видов путем естественного отбора, или Сохранение избранных пород в борьбе за выживание».

Но с развитием цивилизации для человека отпала необходимость индивидуальной борьбы за выживание, поэтому жизнь людей стала доходить до абсурда.

Тут сразу вспоминаются слова Камю: «Человек - абсурдное существо, неправильное, нелогичное. У животных есть потребности, и в мире есть вещи, способные их удовлетворить. У человека же есть потребность в смысле - в том, чего нет».

Все наши базовые потребности из первых двух ступеней пирамиды Маслоу априори удовлетворены, а дальше начинаются сложности с поисками себя, любви, смысла бытия и всё тому подобное, что приводит к страданиям, нелогичным поступкам и душевным болезням.

«- Знаешь, Мэри, что такое человеческая душа? – прошептал он с закрытыми глазами. – У животных нет души. Она – та часть человека, которой становится известно, когда с мозгом его что-то неладно».

Вот об этих трудностях больших мозгов человека и поведает Воннегут от лица призрака Леона Траута - сына Килгора Траута, старого знакомого по многим произведениям. Килгор Траут и сам появится, тоже в виде призрака, разумеется. А еще выяснится, что биологический отец Кролика Гувера из «Завтрака для чемпионов» вовсе не Двейн Гувер.

В «Галапагосах» многие герои погибают, и оправданием смерти становится фраза: «Что ж, ему все равно не дано было написать бетховенскую Девятую симфонию». Да, вместо того, чтобы использовать свои большие мозги для создания прекрасного, люди почему-то изобретали новые виды уничтожения планеты и друг друга.

И еще одна проблема больших мозгов в том, что люди придавали большое значение несуществующим в реальности вещам.

«Ценность их денег была воображаемой. Как и сама природа мироздания, желанность их долларов и иен существовала исключительно в головах людей».

Люди избавляются от иллюзий только, когда сталкиваются с мировым экономическим кризисом, в результате которого валюты некоторых стран полностью обесценились и ценность приобрели реальные товары и продукты.

«Эй, вы, идиоты, очнитесь. С чего вы решили, что бумага может иметь какую-то ценность?»

Воннегут посвятил роман «Галапагосы» памяти натуралиста-любителя Хиллиса Л. Хоуи, который водил в походы по просторам Дикого Запада школьников, в числе которых летом 1938 года был шестнадцатилетний Воннегут. Хиллис стал прототипом преподавателя биологии Мэри Хепберн.

«Будучи поистине великолепным преподавателем, она потакала вкусам учащихся, описывая этих птиц [Geospiza difficilis – (Остроклювый земляной вьюрок) – питаются кровью других животных] как «идеальных домашних животных для графа Дракулы». Абсолютно вымышленный этот граф, она знала, был для большинства учеников гораздо более значительной фигурой, чем, скажем, Джордж Вашингтон, являющийся всего-навсего основателем их государства».

Один из самых забавных персонажей этой истории капитан Адольф фон Кляйст, которому суждено стать новым Адамом.

«Ухватившись за штурвал, он прокричал в сумерках звездного вечера: «Человек за бортом!» Он имел в виду себя».

Как ни странно именно этого героя, помимо рассказчика Леона Траута, Воннегут наградил автобиографическими переживаниями (мать Воннегута покончила с собой).

«В некотором смысле, впрочем, человек этот уже испытал удар метеорита: после убийства матери отцом. И его ощущение жизни как бессмысленного кошмара, в котором никому невдомек и нет дела, что творится вокруг, мне было до боли знакомо».

P.S. Очень советую, у кого есть такая возможность, читать Воннегута на английском. Тогда читая, вы услышите, как отдельные слова, складываясь в предложения, становятся музыкой. У каждого произведения Воннегута своя мелодия.