Найти тему
Кино-Театр.Ру

«Снимай кино с друзьями»: Теория страшного от Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда

Сегодня исполняется 40 лет Джастину Бенсону, чей режиссерский дуэт с Аароном Мурхедом уже больше десятилетия радует поклонников хоррора (и покоряет стриминги наравне с фестивалями вроде «Сандэнс»). Бенсон и Мурхед — не только постановщики, но зачастую еще и актеры, операторы, монтажеры и продюсеры своих фильмов. Формально — хорроров, но в каждом они деконструируют жанр, пренебрегая всеми очевидным приемами и законами. Их творческий путь не уникален, но весьма любопытен: от малобюджетных независимых сай-фай-страшилок до Netflix и Marvel — и обратно. Не только без потерь, но и в каком-то смысле — во главе движения новых интеллектуальных ужасов.

Завязка всей истории — в «развязке», первом совместном проекте Бенсона и Мурхеда Resolution 2012 года, в русской версии получившем название «Ломка». В формате лирического отступления стоит заметить, что локализация — своего рода проклятие дуэта, чьи заглавия в РФ превращаются то в «Паранормальное», то в «Сверхъестественное», где их цепляют прицепом к совершенно не непохожим мистическим сериалам и франшизам. Но вернемся к «Ломке»: просмотрев странное видеопослание непутевого школьного приятеля Криса, примерный семьянин Майк отправляется по указанным координатам и обнаруживает укуренного друга в хижине посреди резервации. С целью профилактики наркопотребления, он приковывает Криса к батарее и обещает пробыть с ним неделю — пока не отпустит. Тот, конечно, то ноет, то корчится в «ломке», так что сидеть рядом с ним становится невыносимо — и Майк отправляет исследовать окрестности, где обнаруживает все больше странного. И речь не только о пещерах, обжитых бомжами, и заброшенных стоянках пропавших французских ученых, но и о кинопленках с аудиокассетами, на которых будто бы записано будущее приятелей.

-2

Реальность — пространство тревожное и без всякой чертовщины. Режиссеры работают без спецэффектов, находя непредставимое в обыденном пространстве и на каждом этапе работы: в данном случае, как и почти во всех остальных работах, Бенсон выступил еще и сценаристом, а Мурхед — оператором (монтаж поделили на двоих). И вот невзрачный антураж пустынной резервации обрастает смыслами и саспенсом самыми элементарными способами, будь то некое подобие алтаря в кустах или религиозные сектанты у реки. Все то же бадди-муви, вобравшее в себя лучшее из прошлых фильмов дуэта и вообще современного хоррора, научившегося обходиться без банальностей. Пугать не тем, что залезает под кожу героям, полосуя их и заливая экран кровью, но открывая портал в их разум, где сегодня так страшно, что хочется срочно придумать всему этому объяснение. Во всем виноваты масоны, пришельцы, тайное правительство — вместо того, чтобы посмотреть в зеркало. Лекарство есть: найти своих и успокоиться. Бенсон и Мурхед нашли — и снимают кино. «Сверхъестественное. Знаки» в прокате с 10 ноября.