Найти в Дзене
Люди в Истории

Петр Великий забрал юнца из Португалии, и он сделал головокружительную карьеру в России

До 18 века эти две великие державы на противоположных концах Европы практически ничего не знали друг о друге. Однако это не помешало некоторым гражданам Португалии сделать головокружительную карьеру в России. Антониу де Виейра В 1697 году в ходе своего Великого путешествия - продолжительного "тура" по европейским странам - царь Петр I посетил Нидерланды, где местные власти устроили для высокого гостя представление, имитирующее морское сражение. Наслаждаясь зрелищем, царь обратил внимание на бойкого юнгу, который ловко карабкался по снастям, «как обезьяна», и натягивал паруса. Молодой человек был Антониу де Виейра из бедной еврейской семьи, эмигрировавшей в Амстердам из Португалии. Царь, обычно судивший о людях не по их происхождению или богатству, а по способностям и силе характера, пригласил мальчика на русскую службу, и тот с готовностью согласился. Петр Великий не ошибся в своем выборе — за 10 лет португальский юнга поднялся от простого пажа до генерал-адъютанта. В 1718 году царь на
Оглавление

До 18 века эти две великие державы на противоположных концах Европы практически ничего не знали друг о друге. Однако это не помешало некоторым гражданам Португалии сделать головокружительную карьеру в России.

Антониу де Виейра

В 1697 году в ходе своего Великого путешествия - продолжительного "тура" по европейским странам - царь Петр I посетил Нидерланды, где местные власти устроили для высокого гостя представление, имитирующее морское сражение. Наслаждаясь зрелищем, царь обратил внимание на бойкого юнгу, который ловко карабкался по снастям, «как обезьяна», и натягивал паруса.

Молодой человек был Антониу де Виейра из бедной еврейской семьи, эмигрировавшей в Амстердам из Португалии. Царь, обычно судивший о людях не по их происхождению или богатству, а по способностям и силе характера, пригласил мальчика на русскую службу, и тот с готовностью согласился.

-2

Петр Великий не ошибся в своем выборе — за 10 лет португальский юнга поднялся от простого пажа до генерал-адъютанта. В 1718 году царь назначил его первым обер-полицмейстером Петербурга, ответственным за поддержание порядка в тогдашней столице Российской империи.

Антон Мануилович Девиер, как его стали называть в России, с усердием взялся за свою новую работу. Он учредил полицию, поставил сторожки на въездах в город и ввел ночные дежурства на улицах. Кроме того, его усилиями была создана пожарная служба, активно осушались болота и строились дренажные системы. Выбрасывание мусора в Неву наказывалось поркой кнутом, а торговцев пороли за продажу товаров низкого качества или по неразумной цене.

Петр Великий был очень доволен своим полицмейстером. «Жестко и быстро исполнявший царские приказы, он (Девьер) вселял такой страх во всех жителей города, что они трепетали при одном только звуке его имени», — писал голштинский дворянин Фридрих фон Берггольц, некоторое время живший в Россия.

Падение Антона Мануиловича началось вскоре после смерти императора в 1725 году. Немалую роль в этом сыграл еще один из приближенных Петра Великого светлейший князь Александр Данилович Меншиков.

-3

Два государственных чиновника поссорились с того момента, как Девиер, прежде чем занять какие-либо высокие посты, попросил руки сестры Меньшикова, Анны. Его не только грубо отвергли, но и схватили и избили слуги Александра Даниловича. Император вмешался и использовал свою власть, чтобы позволить браку состояться, но вражда между двумя его сподвижниками, теперь связанными друг с другом, только усилилась. Позже ни один из них не упустил возможности подшутить над другим.

В конце концов, 27 мая 1727 года, в самом начале царствования тогда еще 12-летнего Петра II, находившегося под полным контролем Меншикова, Антона Мануиловича обвинили в намерении отстранить монарха от власти. Он был лишен имения и дворянского титула, подвергнут порке кнутом и сослан в Сибирь.

В 1741 году императрица Елизавета Петровна сняла с Девиера все обвинения и вернула его в Петербург. Спустя три года его даже снова назначили начальником столичной полиции. Однако к этому времени здоровье 63-летнего Девиера сильно ухудшилось, и он умер, проработав всего около полугода.

Гомес Фрейре де Андраде

Поначалу Гомеш Фрейре де Андраде, сын португальского посланника в Вене, и не думал ехать в далекую Россию. Он неуклонно делал военную карьеру в Португалии, чередуя службу в пехотных войсках со службой на флоте страны.

-4

Тем не менее отсутствие возможности отличиться в большой войне сильно тяготило Гомеша, и в 1788 г. с разрешения царского двора он отправился на русско-турецкую войну. В звании секунд-майора егерского полка Екатеринославской армии участвовал в осаде крепости Очаков (ныне город на юге Украины).

Ранним морозным утром 17 декабря русские войска пробились сквозь метель и начали штурм, и Фрейре де Андраде одним из первых взобрался на стены цитадели. Указом императрицы Екатерины II отважный португальский офицер был награжден военным орденом Георгиевского креста 4-й степени.

Одной войны Гомешу оказалось мало, и в 1789 году он обратился к русскому командованию с просьбой отправить его на Балтику, где уже шли военные действия против Швеции. Вернувшись к своему старому обычаю, он легко переквалифицировался в морского офицера.

-5

За отличное командование плавбатареей (тихоходный корабль с мощными артиллерийскими орудиями для осады прибрежных крепостей) в ходе Первого сражения при Роченсальме (известного также как Битва при Свенсксунде), состоявшегося 24 августа, он был награжден Золотой шпагой за храбрость и произведен в полковники. «Приятно слышать похвалу, которую не только его начальство, но и его товарищи произносят в адрес мужества, усердия и динамизма командующего Гомеша Фрейре де Андраде», — сказал секретарь португальской миссии в Санкт-Петербурге Ф. X. де Норонья. Торрезао, сообщил в Лиссабон.

В 1791 году, после окончания войны с турками и шведами, Фрейре де Андраде вернулся домой. Гомес снова оказался в России в 1812 году, но на этот раз визит не был дружественным. В качестве офицера Португальского легиона он принял участие в полномасштабном вторжении на территорию Российской империи наполеоновской армии.

Однако он не участвовал в боях против своих бывших соратников, так как в его обязанности входило исполнение обязанностей военного губернатора города Дисна (сегодня Дисна на севере Беларуси). Зимой того же года он покинул Россию вместе с скудными остатками французских войск. На этот раз навсегда.