Найти тему
В кино с Варварой

«Тот самый Мюнхгаузен» – фильм о человеке, которому не разрешали быть самим собой

Оглавление

О замечательном фильме Марка Захарова 1980 года «Тот самый Мюнхгаузен» принято говорить как о комедии. И причины этому есть. В основе сюжета – история забавных приключений барона Мюнхгаузена, сочиненная в 18 веке немецким писателем Рудольфом Эрихом Распе.

А сама кинокартина – красочное действо с признаками буффонады, ироничными диалогами, искрометными репликами и, главное, с центральным героем – смешным и трогательным чудаком. Но дело в том, что забавные рассказы Распе оказались лишь поводом для другого источника сюжета фильма – пьесы Григория Горина «Самый правдивый». Именно она и определила идею киноленты.

Я и сама, надо признаться, долго не задумывалась о жанровых особенностях фильма «Тот самый Мюнхгаузен». Пока не пересмотрела его в очередной раз вместе с семнадцатилетней дочерью. Она-то фильм видела впервые. Вот дочь и раскрыла мне глаза.

«Разве это комедия? Да, это самая настоящая трагедия», – заявила мне она. «А почему?», – спросила я. «А потому что здесь страшное происходит: человеку запрещают быть самим собой», – был ответ.

А ведь и правда. Если посмотреть под таким углом, то получается следующее.

С самого начала барон представляется нам как некий развеселый, забавный чудак, всех веселящий своими неправдоподобными рассказами, которые, между прочим, оказываются реальностью. Помните, как в начале фильма Мюнгхаузен травит байки охотникам: дескать, стрелял в оленя вишневой косточкой. И вдруг из леса выходит олень …с вишнёвым деревом на голове!

-2

Однако постепенно становится ясно, что своей экстравагантностью барон всех попросту раздражает. Абсолютно всем, включая верных слуг и любящую Марту, от него хочется досадливо отвернуться. А тут еще и сам барон подливает масло в огонь: объявляет 32 мая. И как будто прорывается плотина. Все дружно выступают против него.

-3

Мюнгхаузен перестает быть для окружающих безобидным фантазером. Он покушается на порядок привычных вещей. И никому нет дела, что помыслы его чисты, и все он вершит во благо: ведь не помешает же человечеству лишний день в году? Мюнгхаузен настолько раздражает своей выходкой, что, кажется, все с облегчением вздыхают после его мнимого самоубийства.

Дальше больше. Во второй серии прекрасно показано, как общество изобретательно в сотворении образа, чуждого оригиналу. «Умершему» барону ставят памятники.

Его называют великим человеком, издают собрание его сочинений, бесконечно цитируют. Собираются пышно отмечать его годовщину. В общем, делаю все, чего он, реальный, терпеть не мог. Но неугомонный Мюнгхаузен опять умудряется нарушить всеобщее комфортное существование. Он воскресает, пытаясь вернуться к самому себе. Но живой-то, настоящий он никому не нужен. Умерший, забронзовелый, он удобней, необходимей и уместней. Даже самозванец. Даже сумасшедший. Но только не тот, кто есть на самом деле: честный и мудрый, с причудливым и самобытным взглядом на мир.

-4

Невозможность быть самим собой – это трагедия Мюнгхаузена.

И она блестяще показана в финальной сцене. Такой солнечной и оптимистичной. И такой…страшной.

-5

Барон взбирается по бесконечной лестнице на небо. В мир вымышленный. А, по сути, – в мир иной… Прочь от этой лживой и докучной жизни земной. И как пронзителен, как печально прекрасен последний монолог этого бессмертного фантазера:

«Господи, если бы вы знали, как вы мне все надоели. Да поймите же, барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал, а тем, что не врёт. Если я обещал, что снова полечу на Луну, я должен это сделать… Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны! Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!».

Да, «Тот самый Мюнхгаузен» – гимн человеческой индивидуальности.

И хотя действие фильма происходит в 18 веке, в Германии, (кстати, там же он и снимался), конечно, это кинопроизведение – о нас, живущих здесь и сейчас.

Столь впечатляющей эта киноистория не могла бы состояться без важных для всякого качественного фильма вещей. Без режиссерского мастерства, которое выше всяких похвал. Без утонченно прелестной музыки Алексея Рыбникова. И, конечно, без превосходного актерского состава.

-6

В фильме «Тот самый Мюнхгаузен» сыграли многие великолепные актеры: Александр Абдулов, Инна Чурикова, Елена Коренева, Леонид Ярмольник, Игорь Кваша, Всеволод Ларионов, Леонид Броневой. И, конечно, несравненный, меняющийся в каждом кадре, всегда разный Олег Янковский в главной роли.

-7

Интересно, что худсовет долго его не утверждал. Считали слишком молодым для роли (актеру было тогда 35 лет). Но Захаров был не преклонен. И оказался прав. Получился великолепный, неподражаемый Мюнхгаузен: и утонченно насмешливый, и напористо жесткий, и пламенно мечтательный, и непреклонно настойчивый. А, главное, невероятно, обаятельный.

И, конечно, остроумнейшие фразы, которые продолжают и продолжают цитировать. Это отдельная блистательная ипостась фильма. Остроумнейшие диалоги. Ироничные, иногда до сарказма, очень мудрые афоризмы:

- Любовь — это аксиома, которую нужно постоянно доказывать.
- Мы были искренни в своих заблуждениях!
- Завтра годовщина твоей смерти. Ты что, хочешь испортить нам праздник?
- Сначала намечались торжества, потом аресты; потом решили совместить.
- Неужели обязательно нужно убить человека, чтобы понять, что он живой?

А вы, дорогие друзья, что думаете о бароне Мюнхгаузене из фильма Марка Захарова?

Пишите в комментариях.

Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на мой канал "Любопытная Варвара"