Найти тему
Мама Научит

Итоговая оценка не может быть средним арифметическим

Оглавление

Школьные (и не только) итоговые оценки, как правило, выставляются по принципу "среднего арифметического" в разных его вариациях.

Для тех, кто забыл... что такое "среднее арифметическое"

Берутся все оценки, стоящие в журнале. Складываются. Итоговая сумма делится на количество оценок.

Получается такой "средний балл". Который потом округляется по правилам математики (не всегда):

  • Если у ребенка "средний балл" - 3,5 и выше, но меньше 4,5 - он получает итоговую четверку.
  • Если ниже 3,5 - получает тройку.
  • Если 4,5 и выше - должен получить отлично.
Случайная оценка? Зато теперь пятерка в четверти "не светит"...
Случайная оценка? Зато теперь пятерка в четверти "не светит"...

Вариации

Здесь каждое учебное заведение "извращается" по-своему. А иногда и каждый учитель.

Например, сейчас появились публикации, где жалуются, что оценку отлично не ставят, если средний балл не достигает 4,7-4,8-4,9. Или, если у ученика среди текущих оценок есть "тройки".

Вот такие принципиальные учителя. Как говорится, "единожды согрешив..." (не сделав урок, не выучив или даже не поняв что-то), ребенок лишается возможности в дальнейшем получить высший балл.

Я в свое время тоже столкнулась с такой принципиальной учительницей.

Училась я тогда в педучилище. И уверенно "шла" на красный диплом. С единственной "четверкой" по физкультуре. И вот на анатомии вдруг - случайная "тройка". А "принцип" был объявлен заранее - при наличии среди текущих оценок "трояков" оценка 5 за семестр не выставляется.
И вот последний урок. Объявление семестровых оценок.
- Кто недоволен?
- Я.
Немая сцена.
- Я знаю предмет на 5.
От такой наглости она сначала онемела. Но потом, надо сказать прямо, чувство справедливости одержало верх. Меня "гоняла" жестко по всем темам. Но я выдержала. Я ответила все. И доказала свое право иметь отличную оценку.

Более сложная вариация - разный "вес" оценок за разные виды работ.

Например, бОльшее значение может придаваться контрольным работам. Тогда даже сплошные "пятерки" за домашние не "перевесят" четверки за контрольные.

И по сути, берется "среднее арифметическое" уже от оценок за контрольные. С небольшим "плюсиком" (или "минусиком") за иные виды работ.

Чем меня "не устраивает" среднее арифметическое

Только одним: оно не отражает реального уровня ученика.

Зачем оценка-то нужна?

  • Чтобы человек, не знакомый с ребенком, мог понять, кто перед ним.
  • Чтобы можно было сравнить учеников между собой.
  • Чтобы можно было сравнить разные классы, школы, учителей. Эффективность их работы. Разные методики преподавания.

Причем, не "в процессе", а именно "в результате".

И здесь "случайные флуктации" в виде не сданных вовремя работ, порванных тетрадей, прослушанных вопросов учителя и т.д. и т.п. - никак не помогают.

Можно ли полностью отменить текущие оценки? если они не должны ни на что влиять?

Можно было бы, если бы у учителя был иной способ дать "обратную связь" детям, родителям, администрации школы.

В конце концов, ученику нужно понимать, насколько он хорош - по сравнению с "нормой", с самим собой вчерашним, с другими учениками.

И придумать что-то, отличающееся принципиально от оценки для этой цели невозможно. Потому что слова "молодец" и "старайся лучше" - это тоже оценка.

А родители? Им же нужно понимать, усваивает их ребенок программу или нет. Конечно, можно спросить у учителя. Но у него таких учеников - не один десяток. И вряд ли он помнит, насколько хорошо конкретный "Вовочка" сегодня отвечал (или не сегодня, а неделю назад).

Родителям нужно понимать, правильно выполнено задание или нет. И даже "плюсики" около верно решенных примеров - это тоже оценка.

Так что текущие оценки очень нужны и важны - как обратная связь. Вот только становиться единственным критерием итоговой оценки они не должны.

Почему же школы используют метод "среднего арифметического"?

Здесь все, на мой взгляд, просто. Так гораздо проще контролировать объективность учителя. Посмотрел завуч журнал - и увидел, что итоговая выведена из текущих - все верно.

А как учителю обосновать, что при одних и тех же оценках в журнале у одного ученика стоит за четверть тройка, а у другого - пятерка?

Вот я и "дописалась" до того, что необходимы итоговые экзамены. Сама удивилась... Неужели я этого хотела? Да нет, бред! Экзамены - лотерея, где точно так же не исключены случайные результаты, не отражающие объективно знания ученика.

И.Е. Репин "А.С.Пушкин на экзамене в Лицее 8 января 1815 года"
И.Е. Репин "А.С.Пушкин на экзамене в Лицее 8 января 1815 года"

А какой тогда выход?

Единственное, что остается - использовать все-таки текущие оценки, но позволить учителю трактовать их более вольно. Может так?