Архитектура – не самая сильная сторона Алматы. Большая часть туристов приезжает сюда не для того, чтобы посмотреть на город, сколько ради гор и природных достопримечательностей.
Архитектурно-исторические экскурсии же, скорее, являются просто дополнением к поездкам на водопады, в каньоны и ущелья.
Но это совсем не означает, что хорошей архитектуры в Алматы нет. Есть! Но это не всеми любимый изысканный модерн или величественная готика, или строгий классицизм. В Алматы главенствует советская архитектура. Она здесь разная – от типовой жилой застройки до интереснейших образцов сталинского ампира, модернизма и постмодернизма.
«Архитектурную историю» города можно разделить на несколько крупных условных периодов: верненский, советский и постсоветский.
Верненский период
Землетрясения и прочие природные катаклизмы вкупе с людским равнодушием оставили от первоначального города Верный немного архитектурных свидетелей. В итоге целостное представление о том, как город выглядел до революции, мы можем составить, только рассматривая старые фотографии.
Верный был провинциальным городом, его архитектурный облик во многом формировался частными одно-двух этажными домами. И уцелевшие в водовороте времени постройки скорее, интересны как свидетели истории, а не как шедевры архитектуры.
Одним из самых примечательных сохранившихся дореволюционных зданий является Вознесенский кафедральный собор, построенный в 1907 году, переживший разрушительное землетрясение 1911 года и воспетый в советские годы Юрием Домбровским в романах "Хранитель древностей" и "Факультет ненужных вещей".
В центре города можно встретить и другие верненские дома конца 19-начала 20 вв. Например, дом купца Головизина (1905-1908 гг), дом Сапожниковой (дата постройки неизвестна), городское училище (1890 г), или дом аксакала Сейдаллина (середина 19 в).
Советский период
Облик Алматы преимущественно сформировался под влиянием сталинского ампира, советского модернизма и постмодернизма.
Одним из первых зданий, построенных в стиле сталинского ампира, стала Академия наук, над проектом которой работал знаменитый Алексей Щусев.
Сталинский ампир в Алматы имеет свою изюминку - здания здесь опираются на традиции и отдают дань восточным корням города. Формы окон и дверей часто напоминают порталы мечетей, а фасады декорированы ориенталистскими мотивами.
Архитектурный бум в Алматы произошел в 1960-1980-ые гг, в результате которого облик города преобразился, а он сам пополнился замечательными образцами советского модернизма, которые приезжают изучать архитекторы со всего мира.
И как в случае со сталинским ампиром, многие здания, возведенные в стиле советского модернизма, несут следы национального колорита и имеют ярко выраженный восточный уклон.
Например, входной портал аппаратно-студийного комплекса (1983 г) украшен национальной вязью, а само здание будто полностью состоит из огромных сталактитов, так характерных для мечетей.
Здание же казахского государственного цирка (1966–1972 гг) по форме отдаленно напоминает юрту, традиционное жилище тюркских кочевников.
Одним из знаковых постмодернистских строений в Алматы стало, построенное в 1977 г, здание гостиницы "Казахстан". Это 26-этажное здание - первая высотка города и первое строение такой высоты из тех, что были построены в сейсмически опасных районах на просторах СССР.
Проблема ряда модернистских зданий (и не только) в Алматы в том, что их ценность и значимость не оцениваются должным образом не только со стороны населения, но и людей, ответственных за градостроительную политику. В результате многие постройки кардинальным образом меняют свой внешний вид. Например, дворец республики, в свое время попавший во многие архитектурные журналы мира как яркий пример советского модернизма, в ходе последней реставрации, утратил свою идентичность.
Другой пример - жилой комплекс "Три богатыря.
Архитекторы мечтали создать дом-террасу, где жители будут ухаживать за палисадниками встроенными в балконы. В местах соединения высоток были обустроены открытые террасы
Однако из-за бездумного и неконтролируемого остекления три башни утратили всяческую привлекательность и изначально минималистичный фасад превратился в архитектурный хаос.
Говоря про советский период в архитектуре Алматы, хотелось бы отметить одну особенность - даже типовое жилье, которое массово возводилось в городе в то время, не пугает своей монотонностью. Обычные жилые дома украшались декоративными элементами, часто в восточном стиле.
Постсоветский период
Современная архитектура Алматы не вызывает приятных эмоций. Преимущественно это безликие многоэтажные строения, которые бессистемно строятся иногда прямо в центре старых кварталов.
Старые сады в верхней части города безжалостно вырубались, чтобы эти территории были застроены безвкусными жилыми комплексами.
В результате небрежного отношения к историческим зданиям, хаотичной современной застройки и пошлых украшательств архитектурный облик города нарушился. И именно поэтому у туристов часто формируется впечатление, что Алматы с архитектурной точки зрения не обладает большой привлекательностью.
Спасибо за внимание!