Найти тему
CityWalks

Современная архитектура Красноярска: от аляповатых зданий до самого высокого небоскреба Сибири

Что нам известно о Красноярске? Это крупный город-миллионик, находящийся в Восточной Сибири. Здесь холодно, и наверняка многие россияне слышали про местную плохую экологию. Но давайте посмотрим шире.

Красноярск - самый восточный город-миллионик в России. Удивительно, да? В то время как из соседних крупных городов население утекает в Москву, Санкт-Петербург или в Краснодарский край, Красноярск не то что увеличивается, он растет как на дрожжах. Если в 2012 году в городе был зарегистрирован миллионный житель города, то уже в 2021 году население Красноярска, согласно переписи населения, составило 1.187.771 человек. Поражает, да? Лишь за 9 лет город прибавил в населении целый крупный город, такой как Псков или недалекий Абакан. Я не буду вдаваться в подробности того, почему в сибирском городе происходит такое быстрое увеличение численности населения. У этого есть несколько причин, основная из которых - развитая и быстрорастущая экономика. Город довольно бодро вышел из девяностых годов и стал развиваться семимильными шагами уже в наше время.

К чему же я сделал такое лирическое отступление? Как все вышесказанное относится к теме статьи? Ответ очень прост - развитие экономики и сопровождающий ее рост населения сильно влияют на строительный сектор. Требуется больше офисов, торговых центров, для переезжающих нужны новые жилые дома. Соответственно, город превращается в одну большую стройку, и тут в дело вступает архитектура. Так давайте посмотрим, какова современная архитектура Красноярска.

Я думаю, современную архитектуру Красноярска стоит рассматривать в порядке ее развития, то есть в хронологическом порядке. Поэтому начну я с капрома (капиталистического романтизма) - уникальной для постсоветского пространства разновидности постмодернизма, зародившейся в девяностых годах и активно развивавшейся до конца нулевых.

Сначала давайте в общих чертах рассмотрим, что из себя представляет капром. Это вид постсоветского модернизма, который можно охарактеризовать аляповатыми и откровенно странными формами, часто повторяющими мотивы дореволюционной или даже европейской архитектуры Нового времени. Элегантностью, пропорциональностью, утонченностью, да и проще говоря, красотой, капром похвастаться не может.

Как вообще появление подобного стиля стало возможно? Корни проблемы уходят во времена СССР, когда Хрущев начал свою знаменитую борьбу с излишествами. У руля оказались строители, архитекторы отошли на второй план. По всей стране массово возводились однотипные панельки. Архитектурная школа деградировала. Кроме того, во второй половине 20 века в Советском Союзе существовал только один стиль - модернизм. С другими направлениями архитекторы просто не работали. И вот, после распада СССР появилась свобода действий, модернизм быстро канул в лету, это было время экспериментов и заигрываний с другими стилями. Но получалось так себе, ведь десятилетия деградации архитектурной школы дали о себе знать. С данным фактором в какой-то степени связан следующий - у людей появились запрос на перемены. Всем надоел брутальный и серый модернизм, людям захотелось видеть на улицах своих городов менее депрессивную архитектуру. Правда, за годы железного занавеса и диктатуры модернизма в СССР, у людей, ожидаемо, появились проблемы со вкусом. Началась романтизация дореволюционной архитектуры, и заодно архитектуры европейских стран. Стали появляться здания с башенками, колоннами, эркерами и многими другими элементами. Правда, чаще всего были проблемы с пропорциями, и уж тем более подобные формы никак не сочетались с материалами, которые использовались в девяностые годы для строительства. Таким образом, капром можно назвать уродливой пародией на красивую архитектуру прошлых эпох. Еще одна причина появления капрома - практически полное отсутствие градостроительного и архитектурного надзора со стороны молодого государства. Даже сейчас власти не особо регулируют внешний вид зданий, что уж говорить про девяностые, когда было, мягко скажем, не до этого. Так, у архитекторов была полная свобода действий, и они ей воспользовались. И, наконец, последняя очевидная причина - появление свободного рынка. Спрос определяет предложение - этому учат каждого школьника на обществознании. В России появились владельцы частных капиталов. Часто это были люди, которые путешествовали в Европу и восхищались местной архитектурой. И уже находясь в России, у них было желание воспроизвести что-то подобное у себя в городе. Соответственно, появлялись и архитекторы, готовые воплотить их желания в жизнь. Я уверен, что в новой России были архитекторы, способные сделать качественные современные проекты, которые бы вызывали восхищение и по сей день. Но спрос на подобную рода архитектуру был гораздо меньше, чем на капром. Так что тут можно сказать, что рыночек порешал.

-2

Что ж, думаю с экскурсом в историю капрома можно закончить. Давайте же перейдем к примерам данного стиля в Красноярске.

Немало зданий в стиле капром можно найти в центре Красноярска. Например, здание элит клуба "Олег", находящееся по адресу Ломоносова,7. Как и подобает, здание имеет странные формы. Есть и башенка, и мансарды, и скатные крыши. Непонятно, что архитектор хотел сказать. Само собой, здание выполнено из сомнительного качества строительных материалов, якобы кричащих о своей дороговизне. Тут и вентфасад из дешевых пластиковых пластин, и гранит, и металлочерепица, и, само собой, тонированное стекло. В общем, дикий китч, максимально уродливое здание.

-3

Недалеко отсюда можно увидеть более приятный пример капиталистического романтизма, построенный в 2001 году. Формы здания также странные, зато фасад сделан из кирпича.

-4

Есть в центре Красноярска здания, сочетающиеся в себе аж два стиля: капром и модернизм. Это здание Сибирского государственного института искусств имени Хворостовского. Больше все же здание склоняется к модернизму, хотя в нем есть и чуждые для этого стиля элементы. Объяснить подобное сочетание можно тем, что здание строилось целых 37 лет, первый камень был заложен еще при Советском Союзе, а вот завершили возведение лишь в 2015 году. Несмотря на в общем модернистский объем, здание имеет чисто капромовские черты, например, тонированное остекление. Также некоторые стены института имеет вентфасад, а крыши - металлочерепицу. Думаю, очевидно, что при модернизме такие материалы не использовались. Но в целом, могу сказать, что здание является достопримечательностью Красноярска, оно интересно и даже красиво.

Чуть дальше, по адресу - проспект Мира, 7г, можно лицезреть типичный пример зрелого капрома нулевых годов. Как и подобает, здание имеет башенки, арку, мансарды. Но вот в плане материалов ситуация уже получше. Фасады сделаны из разных видов кирпича, что в целом делает дом более привлекательным.

-6

К сожалению, в Красноярске не очень то стеснялись строить новые здания прямо в центре. Поэтому найти здесь примеры капрома довольно легко. Вот, например, типичный пример. Первые этажи здания пытаются имитировать сталинский ампир, но на этом сходства с данным стилем заканчиваются. Дальше уже идут закругленные балконы из цветного стекла, и даже есть башня с куполом. По идее, если бы поменять материалы на более качественные, здание могло бы выглядеть даже привлекательно. Но уродливое остекление все портит. Хотя, надо сказать спасибо, вместо вентфасадов тут используется, судя по всему, штукатурка. В общем, тоже вполне типичный пример капрома.

-7

А иногда встречаются здания, внешний вид которых объяснить просто невозможно.

-8

Нельзя не упомянуть про Триумфальную арку 375-летия Красноярска. Построена она была в 2003 году по проекту выдающегося архитектора-модерниста Арэга Демирханова, про которого, кстати, у меня выходило целых две статьи (первая и вторая). Тем удивительнее тот факт, что арка получилась несуразной и, мягко говоря, странной. У нее явные проблемы с пропорциями. Представим триумфальные арки в Санкт-Петербурге, или любом европейском городе. Они массивны, величественны, по ним видно, что событие, в честь которого они были возведены, ценится обществом. А что мы имеем в Красноярске? Какую то куцую, не вызывающую каких-то особых чувств арку. При этом сейчас она выглядит гораздо лучше, чем раньше. В своем первоначальном виде она была облицована дешевыми пластиковыми панелями, а наверху стояли вазоны. Выглядело колхозно, и не удивительно, что местные жители не оценили триумфальную арку. В 2018 году была проведена ее реставрация, и внешний вид стал гораздо сдержаннее - вазоны убрали, а вместо панелей использовали штукатурку. В общем, тоже триумфальная арка - истинное дитя своего времени.

-9

Многие здания в стиле капром все же пытались выделиться, быть индивидуальными, внести что-то новое в архитектуру. Я не говорю, что у них это получалось хорошо, но само стремление можно похвалить. Но есть в Красноярске и здания, которые очень неумело копируют дореволюционную архитектуру. Например, здание рядом с музыкальным театром, по адресу - проспект Мира, 154. Очень посредственная попытка воспроизвести дореволюционную архитектуру. К слову, здание принадлежит РЖД. У компании, мягко говоря, подмоченная репутация. РЖД любит построить максимально уродские и колхозные здания.

-10

Хотя вокзал, который РЖД построила в 2004 году, выглядит вполне приятно. К нему у меня претензий нет, здание показалось мне красивым.

-11

Давайте теперь выйдем за пределы центра и посмотрим, как выглядит капром в обычных жилых районах Красноярска.

По адресу: улица Михаила Годенко, 7 можно встретить пример позднего капрома, находящегося на своем излете. Как я говорил ранее, пик данного стиля выпал на девяностые и нулевые. После 2008 года строительство зданий а данном стиле пошло на спад. Тем не менее, здесь мы видим пример капрома, построенный в 2013 году. В отличие от своих предшественников, здание более чем скромное, тут нет такого изобилия архитектурных форм разных мастей. Это уже не те аляповатые и кричащие здания, что строились в нулевые. Тем не менее, тут есть маленькая башенка, фасад имеет скругленные формы, и он почти полностью выполнен из тонированного стекла. В общем, ничего красивого.

-12

Отправимся в другую часть Красноярска - парк им. 400-летия города Красноярска. Вокруг парка можно лицезреть целый ансамбль зданий в стиле капром. Тут есть как дома, построенные в девяностых, так и те, что были возведены в конце нулевых. Именно в этом случае, мне данные здания кажутся вполне себе неплохими. Например, дом с башенками перекликается со стоящим рядом армянским храмом.

-13

Во многом на восприятие данных жилых комплексов влияет то, что они сделаны их кирпича. Да и выглядят они более органично, чем раннее упомянутые примеры капрома.

А рядом можно лицезреть просто невероятное по своим масштабам детище капиталистического романтизма. Это настоящий небоскреб и самое высокое здание не только Красноярска, но и всей Сибири. Я говорю о "Первой башне". Здание было построено в 2009 году и имеет высоту в 118 метров. Небоскреб может похвастаться своими необычными формами. Архитектор поигрался с объемами здания, поэтому тут можно найти как четкие квадратные/прямоугольные формы, так и закругления и срезы. Все вместе выглядит, мягко скажем, странно. Здание имеет угловое закругление, которое полностью застеклено. При этом на боковых фасадах почти нет окон, а те, что имеются, небольшие. Мне кажется, архитектор увлекся футуризмом, но вышло у него не очень. Так, в 2009 году в Красноярске появился небоскреб, похожий на открывашку. Хотя, это все таки исторический момент, все таки был построен самый высокий небоскреб в Сибири. Так что это уже своеобразная достопримечательность города.

-15

Нельзя сказать, что "Первая башня" - единственная высотка Красноярска со странными формами. Например, рядом с автовокзалом можно посмотреть на бизнес-центр "Весна", чей архитектор тоже неумело поигрался с прямоугольными и круглыми формами.

-16

Если переместиться на другой берег Красноярска, то можно увидеть пряничную архитектуру, присущую скорее Нидерландам, чем Сибири. Видимо, кто-то побывал в Европе, и ему захотелось построить что-то похожее в Красноярске. И это есть не что иное, как один из ликов капрома. На самом деле, данный стиль удивляет своим многообразием. Что ж, получилось необычно.

-17

А рядом стоит относительно неплохая пародия на дореволюционную архитектуру.

-18

Что ж, на этом я заканчиваю первую часть своей статьи про современную архитектуру Красноярска. Мы познакомились с тем, как выглядит местный капиталистический романтизм. Можно ли назвать эту архитектуру красивой? Скорее нет. Можно ли ее назвать ценной? Я думаю, да. И не потому, что это шедевры архитектурной мысли. Это целый пласт культуры и истории. Архитектура ведь - это отражение общества. Капром показывает, какие у людей были взгляды и потребности, он обнажает запрос на перемены. Да, пусть этот стиль некрасивый, кричащий, аляповатый, но это уже наша история. Поэтому мне было интересно посмотреть на капром в Красноярске. К слову, в городе есть и много примеров хорошей современной архитектуры, о чем я расскажу в следующей статье.

Если вам понравилась статья, ставьте лайки, пишите комментарии. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. До следующей статьи!

Другие статьи по теме:

Советская архитектура Красноярска: от помпезности к брутальности

Дореволюционная архитектура Красноярска: от первых каменных церквей до причудливых особняков

Как Арэг Демирханов кардинально изменил облик Красноярска. Часть первая

Как Арэг Демирханов кардинально изменил облик Красноярска. Часть вторая