Многие люди воспринимают диагноз шизофрения как некий легкий «бзик», «прибабах», своеобразную изюминку человека. Я, признаться, тоже не думала, что шизофрения – это очень тяжелое заболевание. И этому немало способствовал рассказ моего друга (студента медика) о том, как ему досталось задание продиагностировать женщину на предмет шизофрении. Сейчас этот студент – уже доктор наук, уважаемый врач-кардиолог. А тогда он учился на четвертом курсе мединститута. Приведу его рассказ, как я его запомнила:
- Входит в кабинет симпатичная, со вкусом одетая женщина. Здороваемся. Начинаю опрос пациентки. Дама любезно, хорошим литературным языком отвечает на мои вопросы. Работает искусствоведом в художественном музее, составляет альманахи, описывает достоинства картин, пишет биографии художников. Вижу, что ей интересно отвечать на вопросы про ее работу, про искусство, живопись. Она в этом хорошо разбирается. Задаю общие вопросы – про год, сезон, месяц, сегодняшнюю дату, исторические эпохи. Да, тут тоже все прекрасно и четко. Вопросы, ответы… Дама явно с высшим образованием и большим культурным багажом. И ни одной зацепки! Человек абсолютно адекватно отвечает на все мои вопросы. Я уж думаю: а не с подвохом ли мне это задание дали? Может быть, пациентка – подставная, специально, чтобы запутать меня? Ну, перехожу к сбору семейного анамнеза. Расспрашиваю про родителей, братьев, сестер. Тут тоже полный порядок… Уже готовый сломаться и вынести вердикт «полностью здорова», спрашиваю: вы замужем?
И тут моя пациентка выдает:
- Да, я замужем! Мой муж – Майкл Джексон! И скоро он за мной прилетит в голубом вертолете!
И тут я едва не вслух с ликованием выдохнул: «Иес! Нашел!». Когда начал долбить в эту «болевую точку», вся стройность ее рассказа посыпалась. Ответы перестали быть логичными. Пациентка не могла рассказать, где и когда она познакомилась, где выходила замуж за Майкла Джексона, но «точно помнила», что именно он – ее муж. При этом ей, такой адекватной во всем остальном, самой не приходило в голову, что это довольно странно – не помнить день своего замужества, обстоятельства свадьбы, игнорировать тот #факт, что «супруг» живет за океаном, не звонит, не пишет писем… Как только в разговоре мы затронули «болевую зону», пациентка начала нервничать и подозрительно спросила у меня: «А почему вы так подробно расспрашиваете про моего мужа? Какое вам до него дело? Вы случаем не из КГБ, а белый халат надели для маскировки?». В общем, диагноз стал абсолютно ясен!..
Что такое шизофрения?
Шизофрения — это тяжелое хроническое психическое расстройство, при котором развиваются фундаментальные нарушения восприятия, мышления и эмоциональных реакций, приводящие к «расщеплению» личности. Наиболее частыми признаками шизофрении являются:
✅ бред,
✅ галлюцинации,
✅ апатия,
✅ нарушения мышления
✅ состояние идефикс (навязчивая идея, преследующая и днем, и ночью)
Это деформирующее психику заболевание серьезно отражается как на социальной, так и на профессиональной жизни шизофреников.
Симптомы шизофрении
Шизофрения отличается огромным разнообразием клинических проявлений. Для нее характерны:
✅ Позитивные симптомы (термин позитивные употребляется в медицине не в том значении, как мы привыкли воспринимать это слово. Позитивные – это значит к норме добавляется какое-то состояние в результате болезни.) Это могут быть:
✔ бред;
✔ галлюцинации;
✔ резонёрство — пустое, бесплодное многословие с отсутствием конкретных идей и целенаправленности в высказывании.
✅ Негативные симптомы (термин подразумевает уменьшение или выпадение психических функций:
✔ снижение социального функционирования;
✔ апатия;
✔ снижение эмоциональной экспрессивности;
✔ нарушения в когнитивной сфере (нарушение мышления, планирования, специфические нарушения памяти, замедление скорости мыслительных процессов, правил речи и изменение интонирования речи – так называемая речь без запятых и точек, без понижения и повышения тона, акцентирования определенных слов в предложении и т. д.);
✔ нарушение социальных взаимодействий (больной начинает сторониться знакомых и незнакомых людей, испытывает затруднения в ситуации обращения к сотруднику магазина, водителю маршрутки и т.п., испытывает иррациональный страх перед определенным человеком и боится коммуникации с ним).
Может ли лечение влиять на социализацию шизофреников?
Да, конечно. #Шизофрения – достаточно массовый диагноз, ею страдает по меньшей мере 1% людей трудоспособного возраста. А еще есть невыявленные латентные #шизофреники, у которых нет официального диагноза. Поэтому вопрос социализации, то есть возможности получать образование, заниматься трудовой деятельностью, для больных с этим диагнозом весьма актуален. Более того, включение шизофреника в реальную жизнь, в реальное взаимодействие с другими людьми является одной из главных целей лечения.
И здесь, конечно, есть свои сложности. Проявления заболевания могут быть очень разными, но чаще всего шизофрения характеризуется бредовыми идеями («мой муж – Майкл Джексон»), галлюцинациями, дезорганизованной речью (неестественный темп, неестественные интонации, дислексия и др.) Естественно, такие симптомы трудно скрыть от окружающих, особенно находящихся в одном коллективе (классе, студенческой аудитории, коллективе сотрудников). Может ли лечение существенно повлиять на купирование симптомов этой болезни и позволить продолжать учиться или работать?
Некоторые формы шизофрении с негативными симптомами позволяют подобрать лечение антипсихотическими препаратами и антидепрессантами, благодаря которому больные могут продолжать учебу или работу. Например, апато-абулический тип шизофрении (от греческих слов апатия – бесстрастие, безразличие и абулия – безволие), выражающийся в эмоционально-волевом оскудении личности, тяжелой апатии и равнодушии ко всему и всем, при подборе адекватных доз препаратов позволяет человеку оставаться интегрированным в социум.
Но при этом, конечно, важно, чтобы нагрузка была умеренной.
Как лучше учиться ребенку с диагнозом шизофрения?
Если это учеба, то лучше, чтобы это была частная школа с небольшими классами (по 5 – 12 человек), комфортной психологической обстановкой. Возможно, учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы ребенок не переходил из кабинета в кабинет, от литературы к физике, от математики к биологии, а обучался методом погружения в одну предметную #область. Например, одно теоретическое занятие, одно – практическое в форме семинара в режиме вопросов-ответов, совместной работы с учителем над прояснением непонятных моментов в учебном материале, индивидуальное оттачивание навыка до тех пор, пока не начнет получаться самостоятельно. Обязательно – эмоциональное #подкрепление после прохождения каждого сложного этапа. «Молодец, ты смог решить задачу!» или «Как хорошо ты прочитал и пересказал рассказ своими словами!».
После двух таких уроков рекомендуется #прогулка на свежем воздухе в течение 30-45 минут. И затем еще два урока – с теорией и практикой.
Домашние задания должны выполняться факультативно, на добровольной основе. То есть у ученика должен быть выбор: хочу – делаю домашку, не хочу, устал – не делаю. И никаких двоек в дневниках!
Конечно, обычная школа не может предоставить каждому ученику индивидуальный и комфортный для него темп обучения. Родители детей с диагнозом шизофрения должны позаботиться о переводе ребенка в такую школу или о домашнем обучении с приглашенными опытными репетиторами по индивидуальному комфортному графику. Очень важно поддерживать эмоциональную вовлеченность ребенка с диагнозом шизофрения в учебный процесс. Он должен быть организован так, чтобы учащийся видел свои достижения, стремился узнавать новое, а программа была выстроена логично и последовательно – от простого к сложному.
Какие профессии выбирать людям с диагнозом шизофрения?
Вопрос об учебе в средних специальных и высших учебных заведениях должен решаться индивидуально, в зависимости от состояния больного и профиля учебного заведения. При этом надо учитывать #интересы как больного, так и общества в целом. Вряд ли целесообразно приобретение профессии, требующей очень напряженной работы, широких и быстро меняющихся контактов. Даже при хороших и стойких ремиссиях риск рецидива все же достаточно высок, возможны также психогенные декомпенсации в стрессовых ситуациях. Поведение больных в стрессовых обстоятельствах трудно предсказуемо. Поэтому, конечно, больным с таким диагнозом не подходят профессии, которые требуют часто принимать быстрые и серьезные решения, перестраиваться на ходу в зависимости от обстоятельств, нести ответственность за жизнь других людей. Именно поэтому людям с диагнозом шизофрения за очень редкими исключениями не дают водительские права, и они не могут управлять автомобилем и другими средствами транспорта.
Обучение в ПТУ (технологических колледжах) обычно тоже не удается людям с таким диагнозом. К тому же к сложным механизмам их тоже нецелесообразно допускать после обучения.
Лучше, если профессиональная подготовка проходит в режиме индивидуального ученичества в небольшом доброжелательно настроенном коллективе.
Также больные могут осваивать #интернет-технологии, учиться на курсах в онлайн-режиме, приобретать востребованные профессии, например, СЕО-оптимизатора, копирайтера, контент-менеджера. Главное, чтобы нагрузка чередовалась с отдыхом, для больных жизненно важен режим труда и отдыха, продолжительный отдых, достаточное количество сна, отсутствие бытовых раздражителей. Общее количество рабочих часов в неделю должно быть сокращено (то есть не 8-часовой, а 6-7 часовой рабочий день, не два, а три выходных дня в неделю.
Несмотря на правильно подобранное лечение, у больных шизофренией бывают аффективные расстройства, спровоцированные непредвиденными жизненными событиями, стрессами. В такие периоды работу исключают и добиваются выхода из психотической фазы в фазу устойчивой ремиссии. У психиатров есть инструментарий (в том числе, специальные тесты), который помогает понять, стойкая у пациента ремиссия или частичная. Вопрос о возобновлении учебы или трудовой деятельности после психотических срывов при шизофрении всегда решается только в индивидуальном порядке.
Есть еще и такая проблема, как наступление вялости от приема нейролептиков. Многие больные на этих препаратах испытывают заторможенность, не могут сконцентрировать внимание. В этом случае в периоде ремиссии врачи нередко идут на изменение схемы приема препаратов. То есть нейролептики принимаются только во второй половине дня и на ночь. Но это, конечно, рискованный путь. Потому что болезнь коварна, и может проявить себя непредсказуемо.
Больные шизофренией хорошо работают в приятных для них, интересных им сферах. Например, могут заниматься художественным творчеством (быть художниками, литераторами, искусствоведами), могут с головой погружаться в «цифровой мир», но в любом случае их работа должна быть лишена соревновательности. Никаких экзаменов, конкурсов, рейтингов. Чем спокойнее и обыденнее проходит день человека с психиатрическим диагнозом, тем лучше. И для него самого, и для окружающих.
Как вести себя родственникам больного шизофренией?
Людям, чей близкий человек болен шизофренией, рекомендовано:
✅ следить за своевременным приёмом и правильной дозировкой назначенных лекарств и мотивировать пациента к лечению;
✅ отмечать изменения в поведении и при необходимости обращаться за медицинской помощью;
✅ помочь организовать быт и распорядок дня, следить, чтобы пациент хорошо высыпался;
✅ следить за тем, чтобы больной избегал алкоголя и других психоактивных веществ;
✅ найти адекватные способы справляться со стрессом, в том числе с помощью психосоциальных методик.
✅ Быть заинтересованными в том, чтобы совместно с лечащим врачом подбирать и нефармакологические методы лечения, например, электросудорожную терапию (ЭСТ) и транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС). Эти #методы применяются в тех случаях, когда заболевание плохо поддаётся консервативному медикаментозному лечению. Обычно после ЭСТ и ТМС у пациентов наступает значительное улучшение и длительный период без обострений.
Текст: Татьяна Гольцман
Ставьте 👍 и делитесь с другими нашей информацией!