Кризисы были, есть и будут. Если понять эту простую истину, жить станет проще. Наша задача — научиться на них правильно реагировать.
Собрали для вас топ актуальных советов, которые пригодятся вне зависимости от того, крупное у вас предприятие или совсем небольшое.
1. Не паникуйте.
Руководитель всегда подает пример остальным членам команды. Если он собран и готов преодолевать трудности, значит, ситуация под контролем. Поэтому прежде всего обратите внимание на себя: на свое физическое и эмоциональное состояние. Спокойный босс — взвешенные решения — победа.
2. Больше общайтесь с сотрудниками.
В ситуации тотальной неопределенности важно держать людей в курсе происходящего. Сообщайте о всех решениях, объясняйте, почему и как вы к ним пришли. Опытные управленцы говорят, что полезно любое общение — ежедневные летучки, групповые дискуссии, индивидуальные встречи.
3. Оптимизируйте расходы.
Посмотрите, где можно сэкономить. Например, проведите ревизию подписок, замените платные сервисы бесплатными аналогами. Но любая оптимизация не должна влиять на качество выпускаемого товара или оказываемой услуги.
4. Будьте гибче.
Не зацикливайтесь на старых схемах работы. Изучайте рынок, тестируйте новые предложения, общайтесь с коллегами-единомышленниками. Подумайте, как обстоят дела у ваших клиентов, о чем они думают, какой продукт им сейчас нужен. В условиях, когда многие иностранные компании ушли из России, потребители будут ждать отечественных товаров и услуг.
5. Договаривайтесь с поставщиками, партнерами, банками.
Если есть возможность, просите отсрочку по платежам, вспомните про бартер, воспользуйтесь налоговыми каникулами.
6. Работайте с постоянными клиентами.
Интересуйтесь, как обстоят их дела, предлагайте специальные предложения, идите на уступки. Золотое правило бизнеса гласит: кризис рано или поздно закончится, а клиенты останутся. Если захотят.