Сегодня, 11 ноября, Всемирный день шопинга. Акцию распродаж под таким названием в 2009 году провела китайская Alibaba Group и сейчас это неофициальный праздник больших скидок от ритейлеров по всему миру. Пока магазины снижают цены, научно-образовательный портал IQ.HSE посмотрел на участников торговли через результаты исследований НИУ ВШЭ.
Низкая цена не всегда залог успеха продавца
Большие скидки — не универсальная приманка для посетителей магазинов. Стоимость купленного указывает на принадлежность человека к определенной социальной группе и потребительскому сообществу. Чувствующие себя «избранными», склонные к демонстративному престижному потреблению не пойдут в дискаунтеры, а распродажи как таковые могут сформировать «искаженное представление о первоначальной цене товара» — её начинают считать завышенной. Лучший способ для продавца завоевать лояльность покупателей — выставлять справедливую цену. Другое дело, что рассчитать такую практически невозможно.
Доплачивать за товар, понимая, что удорожание связано с соблюдением этических норм, чаще готовы женщины
Для российских женщин важнее (56% против 43% у мужчин) при покупке товара знать, что его производитель внимателен к окружающей среде, не тестирует продукцию на животных, не нарушает прав работников. Отказ носить одежду и обувь из натурального меха и кожи, приобретение продукции с маркировкой «эко» или «био» — практики тоже преимущественно женские. За счёт них доля ответственных потребителей среди женщин в России выше, чем среди мужчин.
Рынок придумал, как получать доходы даже от тех, кто не может быть покупателем
Неработающая молодёжь и дети стали особым типом покупателей на рынке игр за деньги. Современная игровая индустрия, основанная на стриминговом вещании, быстро развивается. Отсутствие материальной оболочки превращает любую электронную игру в товар, доступный массовому «детскому» потребителю. Покупателями становятся те, кто быть ими реально не может из-за отсутствия личных денег, а большинство наёмных работников, которые обычно не играют в онлайн-игры и не скачивают десктоп-версии, через своих детей вовлекаются в эти рыночные отношения.
В России конца 1990-х свыше 30 миллионов человек были задействованы в уличной торговле
К 1992 году страна подошла с призраком голода, карточной системой и тотальным дефицитом. В этих условиях 2 января правительство почти полностью перестало регулировать цены, а вслед за ними из-под контроля вырвалась торговля. Продавать отныне разрешалось где угодно, в том числе «с рук, лотков и автомашин». Торгующие массово высыпали на улицы. Количество участников этой «отрасли» (продавцов, охранников, челноков, администраторов) в 1997 году, по некоторым данным, превышало 30 млн, при том что экономически активного населения тогда насчитывалось 68 млн, а занятых в экономике — 60 миллионов.
Гастрономическая травма сдерживает расточительность россиян в покупке и выбрасывании продуктов питания
Память о голоде и дефиците из трудных советских времён формирует экономное отношение к продуктам питания, наделяя отечественную модель потребления уникальными национальными чертами. Постепенно социальная память о прошлом ослабевает, и вместе с ней — бережное отношение к еде. Однако избавляющихся от продуктов больше не становится. В 2008 году лишнюю или просроченную еду не выбрасывали 36% потребителей. В 2020-м, как показало исследование НИУ ВШЭ, уже 52%. Динамика объяснима снижением доходов населения, ростом экологической ответственности, изменением практик питания и сокращением доли импульсивных покупок в пандемию.