Найти тему

Почему герои Ремарка постоянно страдают и пьют?

Автор Екатерина Смоленская

Потерянное поколение

Герои Эриха Марии Ремарка — его современники. Они, как и автор, совсем юными прошли Первую мировую войну: друзья гибли у них на глазах, любовь если и случалась, то урывками. Их стали называть «потерянным поколением»: это люди, которых сломала война, которые не смогли вернуться после нее к жизни. Им некуда пустить корни, ведь земля выжжена у них под ногами.

Вот почему они предпочитают сиюминутное счастье: быстрое, хрупкое, но оттого еще более бесценное.

-2

Ремарк стал одним из лидеров литературы потерянного поколения.

Он критиковал беспощадность и бессмысленность войны и подробно показывал, что оставить ее за плечами невозможно: пережитый кошмар калечит жизни его героев даже годы спустя.

К «потерянному поколению» принадлежит целая плеяда ярких авторов. Это и Фрэнсис Скотт Фитцджеральд, и Эзра Паунд, и Луи-Фердинанд Селин, и Эрнест Хемингуэй (фраза «потерянное поколение» появилась как раз из его романа «Когда восходит солнце»). И у всех этих писателей герои пьют, страдают и не могут найти себе места в послевоенной жизни. Они застревают между призраками прошлого и иллюзией, которую каждый конструирует по-своему.

Искусство, книги и кино — то, что спасает в самые непростые периоды. Обратитесь к вечному на наших курсах: сейчас вы можете изучить искусство, психологию, литературу и историю с невероятными скидками.
Переходите по
ссылке и подгружайтесь в загадочный мир литературы вместе с нами!
Успейте купить
курсы по самой выгодной цене!

На Западном фронте без перемен

Ярче всего тема «потерянных» у самого Ремарка раскрыта в романе «На Западном фронте без перемен». Название книги настраивает на депрессивный тон повествования, но при этом его стиль в целом достаточно безэмоционален: происходящее ужасно само по себе, и никаких средств выразительности не требуется, чтобы это передать.

Героев романа, которым с детства внушали идеи о самоотречении, любви к Родине и сыновнем долге, отправили на войну, и оказалось, что все это не имеет никакого отношения к действительности.

Война — это бойня, где нет никаких возвышенных идеалов, есть только смерть.

-3

Герои Ремарка сталкиваются с серьезными личностными кризисами. Один из них связан с чувством предательства: их обманули. Заманили рассказами о доблестных подвигах в мир рвущихся снарядов и скрежещущих танков.

После этой книги Ремарка фраза «На Западном фронте без перемен» стала метафорой безжалостности войны. Также это приговор каждому, кто побывал на фронте: эта война теперь будет с ними всегда, ничто уже не изменится. Есть у этой фразы и еще одно значение: она заменяла слова «поражение», «отступление». Именно такие сводки появлялись на новостных столбах в городах Германии в 1918 г. Зачем писать, что все плохо? Гораздо проще, если «без перемен».

Дух товарищества

У Ремарка две главные книги, которые развивают тему «потерянного поколения», но если «На Западном фронте без перемен» — об ужасах войны, то «Три товарища» — о том, как жить после нее.

Робби, Отто и Готтфрид прошли войну вместе, и это их сплотило. Хрупкий мирок человеческих отношений сумел выстоять против танков и бомб

и стал главной опорой в жизни каждого из героев.

В этой книге повествование изобилует бытовыми подробностями. Каждая выкуренная сигарета, мимолетный разговор, каждый выпитый стакан вина — важные детали, наполняющие мир книги.

-4

Они показывают, как герои пытаются отстроить свой мир на костях, хоть это практически невозможно. У персонажей два пути. Первый — это путь дружбы, товарищества и любви. Но в новом мире все это очень зыбко: «Счастье – самая неопределенная и дорогостоящая вещь на свете», — убежден один из героев. Другой заявляет: «Ты только никого не подпускай к себе близко… Подпустишь – захочешь удержать. А удержать ничего нельзя…» Тем не менее персонажи Ремарка пытаются следовать этому пути.

Так, Робби открывается чувству любви. Любовь у Ремарка — своего рода бегство от реальности: хотя счастье и подлинно, из-за его недолговечности оно напоминает иллюзию. И все же способность и желание любить — это путь утверждения жизни, антитеза военным разрушениям.

Есть, однако, и другой путь уйти от реальности: зависимости. «Уметь забыться – вот девиз сегодняшнего дня, а бесконечные раздумья, право же, ни к чему!» Бегство в иллюзию, в алкоголь и сиюминутное веселье — многие персонажи Ремарка предпочитают такой, гораздо более простой и доступный образ жизни. Они пьют, кутят и проводят время с женщинами, не привязываясь к ним.

-5

💬 А вам близки герои Ремарка? Стали ли вы их лучше понимать в 2022 году?


Ремарк не единственный, кто писал о потерянном поколении: такой же тоской об утраченном будущем пронизаны романы Хемингуэя и Фицджеральда. О них мы рассказываем на наших
курсах по литературе.
Переходите по
ссылке.