Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Дитя человеческое (2006, Великобритания - США, фантастика): Ждать осталось недолго...

В 2027 году человечество окажется на грани вымирания. Причиной тому будет утрата возможности воспроизводить себе подобных. Главный герой фильма, Тео, обычный молодой мужчина около 50 лет, как раз смотрит новости в кафе, куда заскочил выпить кофе и перекусить во время ланча. Трагический голос сообщает, что только что погиб самый молодой житель планеты Земля — ему было всего 18 лет. Он всю жизнь боролся с внезапно свалившейся на него известностью и, в очередной раз нахамив какому-то фанату, был им убит. Подавленный горестным известием, Тео выходит из кафе, и в кафе тут же звучит взрыв. Да, Лондон образца 2027 года отнюдь не напоминает оплот цивилизации в эпоху развитого капитализма. Но телехроники и заявления политиков не оставляют сомнений, что Британия остается последним островком спокойствия на Земле — во всех прочих мегаполисах творится полный хаос, а в Нью-Йорке вообще взрываются атомные бомбы. Умирающее человечество энергично добивает себя. Депрессивный Тео постоянно пьёт и ноет

В 2027 году человечество окажется на грани вымирания. Причиной тому будет утрата возможности воспроизводить себе подобных.

Главный герой фильма, Тео, обычный молодой мужчина около 50 лет, как раз смотрит новости в кафе, куда заскочил выпить кофе и перекусить во время ланча. Трагический голос сообщает, что только что погиб самый молодой житель планеты Земля — ему было всего 18 лет. Он всю жизнь боролся с внезапно свалившейся на него известностью и, в очередной раз нахамив какому-то фанату, был им убит. Подавленный горестным известием, Тео выходит из кафе, и в кафе тут же звучит взрыв.

Кадр из фильма "Дитя человеческое" (2006)
Кадр из фильма "Дитя человеческое" (2006)

Да, Лондон образца 2027 года отнюдь не напоминает оплот цивилизации в эпоху развитого капитализма. Но телехроники и заявления политиков не оставляют сомнений, что Британия остается последним островком спокойствия на Земле — во всех прочих мегаполисах творится полный хаос, а в Нью-Йорке вообще взрываются атомные бомбы. Умирающее человечество энергично добивает себя.

Депрессивный Тео постоянно пьёт и ноет, чем радикально отличается от своего друга, старого весельчака Джаспера, который курит дурь, слушает death-metal и травит анекдоты. Однако жизнь Тео круто меняется, когда появляется его бывшая любовь Джулиан, нынче возглавляющая террористическую группировку "Рыбы".

Кадр из фильма "Дитя человеческое" (2006)
Кадр из фильма "Дитя человеческое" (2006)

Она просит Тео замолвить словечко перед его высокопоставленным братом, раздобыть необходимые документы и сопроводить до специального места нелегальную эмигрантку из "стран третьего мира", в который превратились все страны, кроме Англии. Почему эта беженка так важна? Да потому, что беременна! Очень логично, что именно эта простоватая негритянка носит под сердцем ребенка, родившегося впервые почти за два десятка лет. Плодящиеся со скоростью электрона, разогнанного природным синхрофазотроном, африканские негры не могут просто так прекратить рожать. Девушка и сама не помнит, кто отец, — "да много их было". Но на этого "ненужного" ребенка претендуют практически все структуры власти — от нелегальных террористических, до самых что ни на есть "легитимных".

Кадр из фильма "Дитя человеческое" (2006)
Кадр из фильма "Дитя человеческое" (2006)

Тео и Ко отправляются в опаснейшее путешествие через сотни полицейских кордонов и сонмы обезумевших людей, как беженцев, так и коренных англичан. Всё ради того, чтобы оставить младенца матери, а мать оставить под опекой таинственной организации "Человечество"…

Антиутопия — жанр не то, чтобы сильно популярный. Зато древний и неумираемый. Фильмы и романы, сделанные в этом жанре, довольно похожи между собой. Про "молодой мир", в котором перемерли все люди, старше 20 лет, уже писал Уоллес.

Кадр из фильма "Дитя человеческое" (2006)
Кадр из фильма "Дитя человеческое" (2006)

Джеймс, автор романа, по которому снят фильм Куарона, пишет про пожилой мир, в ребро которого ударил бес, и люди стали убивать друг друга с еще большим азартом.

Поначалу Куарон заостряет внимание на конъюнктурной теме терроризма (Тео обвиняет в взрывах террористов, а те валят вину на правительство, которое устраивает эти взрывы каждый раз, когда обосрётся какой-нибудь политик, — дабы отвлечь внимание общественности). Толком с темой не разобравшись, Куарон съезжает на другую тему, еще более конъюнктурную, тему нелегальной иммиграции. За широко открытые границы он ратует с таким упорством, что еще чуть-чуть, и его эсхатологический фильм превратился бы в копию слащавейшего артхауса 2004-го года "День без мексиканцев" ("A Day Without a Mexican"). Но не превратился, потому что Куарон хоть и мексиканец, но не Серджио Арау, и умеет снимать жанровое кино. И тем не менее, скользкие эти темы, по-видимому, никак не способствуют началу проката фильма в США, в то время как российский зритель принес в копилку фильма порядка миллиона долларов.

Кадр из фильма "Дитя человеческое" (2006)
Кадр из фильма "Дитя человеческое" (2006)

Несмотря на спекулятивность поднимаемых в фильме тем, изрядную примитивность и мелодраматичность сюжета и шаблонную невнятность персонажей (притом, что актерский ансамбль весьма неплох: что Клайв Оуэн, что Джулианна Мур, что Майкл Кейн — все они являются прекрасными актерами), фильм впечатляет. И впечатляет за счет сильных, тщательно проработанных и удручающе правдоподобных образов скорого будущего.

Крупный бюджет позволил Куарону налепить мрачнейший грим на лицо современного Лондона и согнать огромные массовки злых и оборванных людей. Забавно, конечно, ибо обычно деньги тратятся на созидание архитектурных шедевров, каких-нибудь красот… а Куарон вбухал миллионы долларов на создание разрухи (в одном этом словосочетании кроется парадокс). Это как яма, от которой чем больше отнимаешь, тем она становится больше.

Кадр из фильма "Дитя человеческое" (2006)
Кадр из фильма "Дитя человеческое" (2006)

Туманный Альбион превратился в угрюмое место с разрушенными и никому уже не нужными школами, обтянутыми колючей проволокой лагерями, горящими автомобилями и осыпающимися зданиями. Он выглядит почти так же мощно, как альтернативный мир 2029 года, изображенный Ридли Скоттом в "Бегущем по лезвию". Вообще Куарон как бы идет рука об руку с Ридли Скоттом, потому что и мастерски поставленная сцена уличных боёв в концовке фильма сделана в том же ключе, что и боевик "Черный ястреб". Да, а еще одна классная, напряженная сцена побега из террористического лагеря напоминает эпизод с бегом Флёры через деревню из фильма "Иди и смотри". Что бы там ни говорили, но Альфонсо Куарон сделал зрелищный фильм, и требовать от него большего — это уже какое-то жлобство.

Кадр из фильма "Дитя человеческое" (2006)
Кадр из фильма "Дитя человеческое" (2006)

Оценка: 7,0 из 10.

Режиссер: Альфонсо Куарон.
Cценарий: Альфонсо Куарон, Тимоти Дж.Секстон, Дэвид Арата (по роману П.Д.Джеймса),
Оператор: Эммануель Любецки,
Композитор: Джон Тэвенер,
Продюсеры: Марк Абрахам, Эрик Ньюман, Хилари Шор, Иэйн Смит.

В главных ролях: Джулианна Мур, Клайв Оуэн.
В ролях: Майкл Кейн, Чюител Эджофор, Дэнни Хьюстон, Чарли Ханнэм.

Читайте также на моем канале:

Постапокалипсис | Владимир Гордеев | Дзен
Кадр из фильма "Дитя человеческое" (2006)
Кадр из фильма "Дитя человеческое" (2006)