Найти тему
Российская газета

В Москве открылась уникальная выставка "Медицина и разведка" с грифом "не секретно"

Выставка "Медицина и разведка" с грифом "не секретно" проходит в Музее истории медицины на Большой Пироговской улице в Москве.

Разведчица, партизанская медсестра, Герой Советского Союза Надежда Троян.

Сначала почетные гости из Службы внешней разведки возложили вместе со студентами-медиками красные гвоздики к мемориальной доске разведчицы, партизанской медсестры, второго номера пулеметного расчета и кандидата медицинских наук, Героя Советского Союза Надежды Троян. Было приятно, что будущие доктора неплохо знакомы с историей. Ведь уже год как в медицинском вузе, где она училась и потом долгие годы работала проректором, открылся "Центр Надежды Троян". Здесь имя героической партизанки, участвовавшей в акте возмездия над гитлеровским палачом Вильгельмом Кубе, произносят с благоговением.

-2

Разведчик Семенов - псевдоним "Твен".

А теперь всем интересующимся нашей богатой и славной историей открылось и нечто новое. В зале музея сразу бросается в глаза крупная инсталляция: немецкий офицер обыскивает молодую девушку Надю Троян. Рядом ее сумка с тортом, на которую немец не обратил внимание. Торт - он и есть торт. Но именно в этой сумке, под тортом, Надежда пронесла из партизанских лесов, пройдя через все полицейские патрули, английскую мину. Такою и был взорван в центре Минска в своем переполненном охраной особняке Кубе.

А теперь на стенде подлинные документы и Звезда Героя, которые принадлежали Надежде Троян. Она стала директором крупного научно-медицинского института, затем руководителем мощнейшей в 1970-х организации Красного Креста, игравшей в ту пору, по сути, роль МЧС.

А вот прервала ли известный доктор Надежда Троян связи с разведкой? Даже биографы Троян не решаются - пока - дать ответ на этот вопрос. К примеру, в 1973 году Надежде Троян, одной из главных фигур Международного Красного Креста, колесившей по миру, вручен чисто боевой орден, полагающийся лишь за особые заслуги.

Есть в музее экспозиция, посвященная Дмитрию Быстролетову. Несколько подзабытый отсидевший полтора десятка лет в ГУЛАГе, он до войны был одним из лучших вербовщиков советской разведки. Специализировался на добывании чужих шифров. А еще был хорошим доктором, с отличием закончившим медицинский факультет Пражского университета. В годы мытарств по лагерям профессия доктора и спасла жизнь Быстролетову. Зачем уничтожать политзека, если он может оперировать и сидельцев, и сотрудников лагерей. Дмитрий Быстролетов чудом выжил, чтобы возвратиться к нам своими прекрасными романами и искусно выписанными полотнами.

Настоящим доктором был и Леонид Линицкий. Выпускник Белградского университета, эмигрант, он в 1930-х предложил услуги Советскому Союзу. Стал разведчиком-нелегалом. Во время войны выполнял специальные задания в Югославии и других странах. После Великой Отечественной трудился в "особых" (нелегальных) условиях в Европе. Врачебная практика служила хорошим прикрытием. Думаю, о докторе Линицком нам предстоит еще многое узнать.

-3

Африка де Лас Эрас.

Один из основателей нашей научно-технической разведки Семен Семенов долгие годы проработал в США. На его счету много славных дел. Одно из сложнейших и довольно необычных заданий он выполнил с блеском. Красная Армия несла большие потери, раненые с трудом возвращались в строй, умирали не только от пулевых ранений - от гангрены, загрязнений. И Семенову было приказано раздобыть во что бы то ни стало секрет изготовления пенициллина. С этой задачей подполковник справился. Довольно скоро многие раненные пошли на поправку.

-4

Нелегал Виталий Нуйкин помогал ускорить внедрение передовых международных технологий в отечественное производство...

Полковник-нелегал Африка де Лас Эрас провела в зарубежье несколько послевоенных десятилетий. Но мало кто знает, что во время войны она сражалась в партизанском отряде будущего Героя Советского Союза Дмитрия Медведева. Была любимой радисткой легендарного разведчика Николая Кузнецова. А еще медсестрой.

Иногда хрупкой испанке приходилось ассистировать партизанскому доктору во время тяжелых операций. Случалось, что тяжелораненым отрезали руку или ногу простой ножовкой. И никакой анестезии. Вместо нее - стакан самогона. И Африка ни разу не дрогнула. Ее хладнокровное спокойствие передавалась и тем, кого она спасала, помогая хирургам.

-5

...а его жена Людмила Ивановна пришла в разведку девчонкой и дослужилась до звания полковника.

В зале "Медицина и разведка" выставлено цветастое платье и фотографии молодой красивой женщины - полковника нелегальной разведки Людмилы Ивановны Нуйкиной. Она пришла на встречу со студентами - по-прежнему элегантная, величавая, улыбчивая. По-настоящему своя аудитория засыпала ее вопросами. Людмила Ивановна закончила медучилище, была распределена в сибирскую глушь. Рассказывала, как приходилось принимать прямо в избах тяжелые роды. Как, спеша к больным, блуждала по тайге, где кроны деревьев сходятся вверху так, что и неба не видно, а весной переходила через бурные ручьи, едва держа баланс на тоненьких спешно переброшенных через воду бревнышках.

Но вышло так, что соединила судьбу с разведчиком-нелегалом Виталием Нуйкиным, выучила французский и работала с мужем на трех континентах в основном по научно-технической тематике. Убеждена, что хладнокровие, приобретенное за годы работы фельдшером, помогало и в разведке.

Ей и задали студенты больше всего вопросов. Среди них коронный: а как же вы не закричали, когда рожали в чужой стране? Ведь радистка Кэт из "Семнадцати мгновений весны" кричала. Людмила Ивановна улыбнулась. Кричат только в фильмах. Разведчик так проникает в свою роль, что его легендированная судьба становится собственной. А иностранный язык - родным. Да и русское "мама" очень близко к французской "маман".

На всякий случай рядом был муж Виталий, но его помощь не понадобилась. Людмила Нуйкина призналась: не знает ни единого случая, когда бы наша разведчица-нелегал выдала себя при родах криком. Выдал эту пару нелегалов предатель Гордиевский. Пришлось срочно бежать. Потом Людмила Ивановна долгие годы работала в московском Центре.

-6

Нелегал Конон Молодый добыл секретные биологические образцы из закрытой английской биолаборатории.

Из названия "Медицина и разведка" понятно, что готовили ее профессионалы. Организована выставка "Центром Надежды Троян" и Залом истории Службы внешней разведки России, который возглавляет полковник Елена Барабанова. На открытии выступил председатель Совета ветеранов Службы внешней разведки России, генерал-лейтенант Михаил Погудин, действующие руководители отечественной внешней разведки, фамилии которых упоминать еще не пришло время.

Зато можно назвать имя доктора - кардиолога Алексея Коротеева - сына Надежды Викторовны Троян, предоставившего редкие экспонаты из семейного архива. Была на выставке и Надежда Григулевич - дочь знаменитого разведчика-нелегала, академика Иосифа Григулевича, 110-летие со дня рождения которого будет отмечаться в мае 2023-го.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц