Известно, что все люди на этой картине - знакомые Ренуара, но обычный зритель совсем об этом не догадывается. Что мы можем узнать из картины, просто смотря на нее? И, кстати, где гребцы?
Поначалу кажется, что на картине просто много людей, но стоит задержаться глазами хотя бы на одном из них, как невольно начинаешь скользить за взглядом этого человека дальше, и вот уже это не безликая ресторанная толпа, а отдельные характеры. Но где же центр картины? Он здесь за накрытым столом, где расположились две модные дамы и два кавалера в соломенных шляпах, которые и есть гребцы, судя по их одежде и мышцам. Они , вероятно, только что катали дам по реке и устали, и вот теперь решили позавтракать. Кстати, в роли гребцов Ренуар изобразил слева Альфонса Фурнеза, сына хозяина ресторанчика, и Гюстава Кайботта - коллекционера и художника.
Взгляды людей соединяют различные части картины между собой и даже целые планы, из-за чего она становится цельной. Женщина в модной шляпке справа и богатом кружевном воротнике (1), вероятно актриса (и она действительно актриса, Анжель Лего) отвлечена интеллигентным молодым человеком в белом пиджаке, возможно художником или писателем (на самом деле журналистом Антонио Маджило), как видно, он только что подошел засвидетельствовать свое почтение и не присутствовал за завтраком. Слегка наклонившись, он говорит ей что-то лестное:
-Мадмуазель Лего, хочу выразить вам бесконечное восхищение!
-О, мсье Маджило, вы очень любезны!
Взгляд с актрисы переходит на молодого человека в шляпе, а от него в свою очередь на другой край стола - к смешной и милой кокетке (2) с собачкой. Стол изображен так, что можно предположить, что за ним есть еще одно место для зрителя или для автора картины - Поля Огюста Ренуара.
-Поль, ну посмотри на него, разве он не пусечка?!- говорит кокетка, тиская собачку.
Прямо за кокеткой, которую зовут Алина Шарго, которая на самом деле скоро станет мадам Ренуар, расположился высокий бородач (3), он задумчиво смотрит вдаль, как кажется, но я думаю, что он смотрит на даму, которая только что вошла (4). Фигура бородача соединяет верх и них картины.
Даму (4) встречает солидный мужчина в черном котелке и еще один усатый гражданин. Похоже, что черный котелок покинул группу (7) на дальнем плане ради того, чтобы встретить даму. Очевидно она уважаема и даже известна (мы знаем ее имя из других источников, это Жанна Самари, актриса, известный портрет которой находится в коллекции Пушкинского музея).
-Мадам Самари, я так рад! А где же мсье Поль?
-О, ему сегодня не здоровится, он решил остаться дома.
Возможно, она собирается присесть за второй столик (5), где уже расположились несколько гостей, в том числе девушка с бокалом, которая вежливо делает вид, что слушает своего собеседника, а сама о чем-то задумалась или наблюдает за столиком напротив. Ее взгляд приводит нас к мужчине в коричневом котелке, который беседует с игривой девушкой, облокотившейся на перила. Судя по простому наряду, она явно не актриса и вообще из другого сословия, и да, известно, что это дочь хозяина лодочной станции.
-Альфонсина, посиди с нами, такой чудесный день!
-О, месье Барбье, там слишком душно, я лучше здесь!- смеется она.
А если проследим еще дальше за взглядом коричневого котелка, то выйдем из-под шумного навеса и окажемся на дальнем плане слева на залитой солнцем водной глади с белыми парусами лодок.
Манера письма вытянутыми мазками создает иллюзию легкости, краткости мига, в котором художник запечатлел своих друзей в летний день на веранде кафе лодочной станции. В картине ощущается воздух, даже ветер, который колышет край навеса.
Композиционно картина делится на две части, нижняя - собственно завтрак гребцов и есть, здесь собрались все главные герои, их лица находятся на средней линии, разделяющей верх и низ картины. Верхняя часть - второстепенные персонажи, которые создают нужное впечатление, действие и атмосферу. Большое значение играет ритм темных и светлых пятен, который делает картину живой, а не застывшей.
О какой картине рассказать в следующий раз?
Понравилось? Лайк, подписка, репост!