Найти в Дзене

Прошлое и будущее русского футуризма.

Сначала поговорим об истоках направления. Футуризм, как отдельное литературное течение, зародилось в Италии примерно в 1909-1912 годах. Я связываю его появлением с революционными настроениями в мире и определённым желанием людей перевернуть сложившиеся устои. Мир был на пороге первой мировой войны и тема переустройства была достаточно горяча.

Известными футуристами в Италии являются Филиппо Томмазо Маринетти, которого считают отцом футуризма, он основал ряд футуристических журналов, а также являлся автором первого манифеста футуризма (опубликован в парижской «Фигаро» 20 февраля 1909). Еще одним ярким представителем футуризма в Италии является Фортунато Деперо, который был больше художником, чем поэтом, однако также внес большой вклад в развитие данного направления в искусстве. Итальянский футуризм прославлял современность и ,согласно, своей доктрине, стремился освободить Италию от груза прошлого.

-2

Так, познакомившись с истоками направления, мы плавно переходим к русскому футуризму. Несмотря на то, что «бунтарство» не в стиле русской классической литературы, данное направление хорошо распространилось в нашей стране, более того, по некоторым источникам оно зародилось в России параллельно с Италией.

В России футуризм был представлен несколькими школами, каждая из которых считала себя главенствующей. В каждую школу входили знаменитые литераторы своего времени.

-3

Школа эгофутуризма (Санкт-Петербург) сложилась вокруг поэта Игоря Северянина, отметим, что именно ему принадлежит использование термина «футуризм» в России. В этой школе сильно превозносилось человеческое эго. Они часто использовали иностранные слова и называли свои стихи «поэзы». Помимо Северянина в группу вошли поэты: Константин Олимпов, Георгий Иванов, Петр Ларионов и другие. Теоретиком движения выступил литературный критик Виктор Ховин. Однако в 1912 году Северянин отделился от эгофутуризма и его дело продолжил молодой поэт Иван Игнатьев. Он основал первое эгофутуристическое издательство «Петербургский глашатай». Однако уже к 1920 году данная школа исчерпала себя и многие футуристы примкнули к имажинистам.

Школа кубофутуризма (Москва) появилась в 1910 году в литературной группе "Гилея". Они были самыми известными футуристами того периода и считались крайне левыми. Представители данного направления известны своими резкими высказываниями и вызывающим поведением. Сами они называли себя "кубофутуристы" или "будетляне". Им принадлежит издание самого известного футуристического сборника «Пощечина общественному вкусу, изданная в 1912 году. Однако первым был сборник "кубофутуристы" или "будетляне". В данном направлении работали Давид Бурлюк, который считается «отцом русского футуризма», один из самых видных литературных деятелей- Владимир Маяковский, известный Велимир Хлебников, Василий Каменский, Алексей Кручёных, Елена Гуро, Бенидикт Левшиц и другие. Лично я связываю успех Гилеи именно с её личным составом, а не с идеей. Отметим, что в своем манифесте футуристы данной школы говорили о том, что нужно увеличить словари в их объеме за счет произвольных и производных слов, другими словами пропагандировали словотворчество в литературе. Самая известна цитата, ставшая своего рода визитной карточкой данной школы «Прошлое тесно».

-4

Но не только этими двумя направлениями представлен русский футуризм. Существовала такая школа, как «Мезонин поэзии», которая придерживалась весьма умеренных взглядов. Появилась эта школа в Москве в 1913- 1914 годах. Некоторые литературоведы относят её к школе эгофутуристов, в частности они сами подчеркивали родство с питерскими эгофутуристами. Я же придерживаюсь мнения, что данная школа практически не имела своей четкой позиции и существовала как «оппозиция» более большим объединениям. Они играли «против всех». Самым энергичным участником данного направления и его лидером был Вадим Шершеневич. Мне кажется, что данное объединение мечтало повторить успех «Гилеи», а потому полностью противопоставляли себя им. Как я говорила ранее, успех «Гилеи» во многом обусловливается талантом её представителей. Поэтому "Мезонин поэзии" не выдержали конкуренции и распались. В это объединение также входили Лев Зак, Сергей Третьяков, Рюрик Ивнев и другие. Литературоведы называют причиной распада- отсутствие четкой идеи и расплывчивость тезисов, а также идейные расхождения внутри школы.

Четвертой школой русского футуризма стала "Центрифуга", идейным вдохновителем которой был Борис Пастернак. Они считали, что при создании лирического произведения центром внимания становилось не само слово, а интонационно-ритмические и синтаксические структуры. Отмечу, что именно это литературное объединение просуществовало дольше всего. В ней нашли приют и эгофутуристы и некоторые представители «Мезонина поэзии». В этом объединении творили Сергей Бобров, Николай Асеев и другие. Книги под маркой «Центрифуги» продолжали выходить до 1922 года. В их творчестве органично соединялось футуристическое экспериментаторство и опоры на традиции, что делало их принципиально обособленными в плане теории от других групп, и потому они заняли достойное место в русском футуризме.

Продолжить разговор я бы хотела о том, как футуристов воспринимали современники. Напомню, что футуристы характеризуется противоречивостью и неоднородностью. Футуристы старались максимально продемонстрировать свое враждебное и пренебрежительное отношение к действующим литературным и общественным нравам, поэтому футуризм подвергался очень сильной критике со стороны буржуазного общества. Произведения футуристов нигде не печатались, их никто не хотел покупать. В свою очередь, сами футуристы весьма смело критиковали современную литературу. Критике со стороны футуристов подвергались и символисты (символисты пытались преобразить мир искусством, чем и навлекли на себя гнев футуристов), и акмеисты, и некоторые другие течения. Футуристы настаивали на разрушении старого мира. По большей части их считали «клоунами» и провокаторами, которые вызывающе выглядят, а также позволяют неподобающее поведение на публике. Однако, люди ходили на них, что называется «посмотреть». Чаще всего публика состояла их молодых людей, а молодость всегда строит «новый мир» и отказывается от «бабушкиных взглядов».

Когда в России окончательно установилась советская власть, русский футуризм стал постепенно исчезать, так как не смог выдержать ужесточения критики в свою сторону.

Футуризм имел свою основную черту: бунтарство. Он выражал собой настроение народа, отрицание традиций культуры, отрицание привычных норм и понятий о стихотворной форме, различные эксперименты с ритмом и рифмами, попытка создать искусство будущего.

-5

В качестве примера можно привести стихотворение Велимира Хлебникова «Заклятие смехом».

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

Смейево, смейево!

Усмей, осмей, смешики, смешики!

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Я считаю, что данное произведение, своего рода, демонстрация отношения футуризма к поэзии. Хлебников в одном стихотворении создал множество образов, используя новые формы слова «смех». Очень часто в своей жизни мы используем различные неологизмы, намеренно коверкая слова или переставляя ударения, чтобы выразить какую-то определенную эмоцию, такое явление в русском языке называется- эрратив. Например, «Вы РЫБОВ продаете, - нет, только показываю, - красивые». В данном случае слово «рыба» использована в несуществующей форме, чтобы подчеркнуть комичность диалога и сделать акцент на просторечную форму повествования (от лица кота).

Также наш язык постоянно «живет», появляются новые слова и формы, которые плотно входят в наш обиход, например, запостить или кринж. Они становятся частью современного сленга, пока только молодых людей, но ведь мы не молодеем и потому не за горами то время, когда мы станем родителями и наши дети, тоже будут использовать подобные слова в речи.

Ну и, конечно, как я говорила ранее, молодежь всегда желает создать что-то новое, пропагандирует новые взгляды. Поэтому часто попадает в странные и неловкие ситуации в жизни. В литературе подобное я приветствую и считаю, что в спорах рождается истина.

В этих трех направлениях, я вижу развитие футуризма в нашем обществе, уверенна, что среди современных молодых людей присутствует много талантливых и интересных личностей, которые, возможно, станут футуристами нашего времени и создадут ранее неизвестные формы и великие произведения.

-6

Подводя итог нашей встречи, я отмечу, что русские футуристы усиливали и подчеркивали свою независимость от итальянских футуристов, называя себя «будетляне» или люди будущего. Однако, некоторые итальянские футуристы приезжали в Россию и встречались с нашими поэтами, работавшими в этом направлении, поэтому я бы их не отделяла, а подчеркивала в русском футуризме более глубокую поэтическую проработанность, так как в других странах футуризм проявлялся в поэзии меньше, чем в художественном или архитектурном направлениях, что отличает именно российскую литературную футуристическую школу и делает её особенной. Футуристы стали своего рода пропагандистами нового индустриального общества, сменившего традиционное, поэтому сейчас самое время говорить и пропагандировать новое постиндустриальное общество. На мой взгляд- это достаточно перспективно.