Бывший муж устроил жительнице Обнинска «веселую» жизнь — зарегистрировал в их общей квартире около 200 мигрантов
Автор: Зоя ЮРЬЕВА 10 ноября 2022
Бывший муж устроил жительнице Обнинска «веселую» жизнь — зарегистрировал в их общей квартире около 200 мигрантов
Угрозы
В редакцию обратилась пожилая пара. Старики переживают за дочь — та попала в крайне неприятную ситуацию. История печальная, но при этом типичная. Поженились, родили ребенка, какое-то время жили хорошо, а потом масса взаимных обид и претензий привели к разводу.
Квартира ипотечная, в равных долях на обоих. Муж съехал, и, что называется, пропал с радаров — алименты не платит, к сыну носа не кажет, зато не забывает звонить и регулярно пугать жену. Мол, будешь меня искать да деньги требовать, пеняй на себя — такое устрою, что мало не покажется.
А вскоре женщина стала получать какие-то непонятные письма. «Я людей, которым они адресованы, знать не знаю. Открыла одно — там отказ в предоставлении патента. А вскоре из миграционной службы пришли — искали какого-то нелегала, который, как оказалось, в моей квартире зарегистрирован. И не он один — таких, как мне рассказали, еще несколько десятков. Я, как эти новости услышала, чуть не упала. Это что же получается — ко мне в любое время может заявиться толпа мигрантов — мол, мы тут имеем право жить?! Мне попросту страшно, я одна с маленьким ребенком. Сменила замки, но все равно беспокоюсь», — рассказывает Александра (имя изменено).
Отказной
Женщина, как говорится, ни сном, ни духом — денег не брала, мигрантов не регистрировала, стала владелицей резиновой квартиры поневоле. И, разумеется, отвечать перед законом за то, что она не совершала, совершенно не хочет. Жительница города обратилась в полицию. И через некоторое время получила отказ в возбуждении уголовного дела в отношении бывшего мужа.
Позвольте, как же так?! Ответ, как и вся эта история, типичен: как объясняет пресс-секретарь обнинской полиции Екатерина Егорченкова, «решение носит промежуточный характер». На проведение проверки закон отводит строго определенное время, если за этот срок найти и опросить «потенциального злодея» не удалось, в возбуждении уголовного дела отказывают. Иначе поступить, дескать, нельзя — сотрудника накажут за затягивание сроков проверки. Так и рождаются отказные-отписки.
Заявитель, конечно, может обжаловать отказ в прокуратуру. Или просто ждать. Можно через суд добиться аннулирования временной регистрации. Но это не гарантия того, что муж снова не зарегистрирует сотню-другую иностранцев. У кого на что сил хватит.
Правда, в полиции нас заверили, что если уж резиновая квартира попала в их поле зрения, работу до конца доведут. И хочется верить, что раз уж газета вмешалась, так оно и будет. Вот только когда — тайна, покрытая мраком. Хотя найти штамповщика регистраций в данном конкретном случае, казалось бы, не так уж и сложно — место, где он находится, известно.
«Муж уже откровенно издевается — мол, ничего ты со мной не сделаешь, — говорит Александра. — С него все, как с гуся вода. Продолжает торговать липовыми регистрациями. Только за три недели несколько десятков человек зарегистрировал, а всего тут уже почти 200 «гостей города» имеют временную прописку».
Счета не вырастут
«Наша дочка работает на двух работах, но все равно зарплаты не хватает, ей же еще ипотеку платить приходится и ребенка одной содержать, — вздыхает ее отец. — Мы, конечно, стараемся помочь, да много ли поможешь с пенсии. А теперь нам и вовсе страшно — это ж какие счета за коммуналку придут за две сотни мигрантов?»
Поводов для оптимизма в этой истории немного, но вот тут, как уверяют юристы, пугаться нечего. Если мигранты в квартире не живут и коммунальные ресурсы не потребляют, на счетах количество зарегистрированных иностранных граждан не скажется.
Миграционный учет предназначен для контроля за передвижением иностранных граждан на территории России. Сведения о зарегистрированных в жилом помещении иностранцах в управляющие компании не передаются. Поэтому миграционный учет никак не может повлечь за собой повышение квартплаты.
И теория с практикой не расходится. Татьяна Котляр, родоначальница резиновых квартир в Обнинске, это подтверждает: «Сведения для внутреннего пользования миграционной службы и на квартплате никогда не отражались. Регистрация временная. Вас ведь никто не обязывает платить квартплату дополнительно, если к вам кто-то приезжает погостить. Кстати, и жить к Александре никто не заявится. Есть решение Конституционного суда по аналогичной ситуации, которое гласит, что временная регистрация иностранного гражданина не дает ему права проживания в квартире».
Без чувства глубокого удовлетворения
Вот только никакого «чувства глубокого удовлетворения» после таких объяснений не возникает ни у героини истории, ни у жителей города. Женщина абсолютно беззащитна. А люди задаются закономерным вопросом: если регистрация, по сути, фикция, для чего громкие слова о борьбе с незаконной миграцией?
Сколько раз власти и правоохранительные органы обещали поставить заслон «понаехавшим». Серия показательных рейдов, призывы с высоких трибун… А толпы зарегистрированных в резиновых квартирах мигрантов по-прежнему где-то живут, потребляют блага, и платим за них мы — обычные горожане…
Не просто, а очень просто
Когда СМИ сообщают об очередном уголовном деле по владельцу резиновой квартиры, жители реагируют предсказуемо: мол, а куда смотрели в паспортном столе? Почему не отказали в регистрации? Понятно же, что в стандартной городской квартире физически не могут разместиться несколько десятков, а то и сотен «гостей города».
Ответ прост: регистрация носит не заявительный, а уведомительный характер. В переводе с канцелярита: разрешения ни у кого спрашивать не надо, достаточно поставить в известность. Причем сделать это не просто, а очень просто: прийти на почту и отправить копии документов в миграционную службу. Отказать в постановке на регистрационный учет вам не могут.
Конечно, «сколь веревочке ни виться…», а конец неизбежен — рано или поздно владелец резиновой квартиры попадет в поле зрения правоохранительных органов. Уголовные дела по организации незаконной миграции в нашем регионе давно стали обыденностью.