Найти тему

Тифлокомментирование - видеть театр в темноте

13 ноября отмечается "Международный день слепых". В Петербурге проживает 8 776 незрячих людей. Благодаря проекту Школа театрального тифлокомментатора Молодежный театр на Фонтанке может принимать зрителей с нарушениями зрения: для этого требуется специальное оборудование и не менее специальные люди – тифлокомментаторы.

Тифлокомментирование –  краткое и вместе с тем емкое описание того, что происходит на сцене, которое помогает людям с нарушением зрения верно понять спектакль.

24 и 25 марта этого года актрисы Молодежного театра Ирина Полянская и Марина Ордина дебютировали в качестве тифлокомментаторов спектаклей «Семья Сориано, или Итальянская комедия» и «Наш городок», которые состоялись в рамках Первого фестиваля спектаклей с тифлокомментированием.

Актриса Молодежного театра на Фонтанке Ирина Полянская
Актриса Молодежного театра на Фонтанке Ирина Полянская

Тифлокомментирование  непростая история. Мир незрячих не похож на наш. В спектакле «Семья Сориано», который я буду комментировать, чудеснейшее художественное начало – на заднике вырастает стена Колизея. Но когда я на занятии сказала просто: «Появляется стена Колизея», меня спросили: «А что такое Колизей? Как он выглядит?» Если для нас что-то привычно и естественно, это совершенно не значит, что незрячие люди когда-нибудь видели то же самое. У них не было в жизни возможности узнавать и осваивать те же понятия.

СЕМЬЯ СОРИАНО, ИЛИ ИТАЛЬЯНСКАЯ КОМЕДИЯ, Доменико Сориано - заслуженный артист России Сергей БАРКОВСКИЙ , Филумена Мартурано - заслуженная артистка России
Наталья СУРКОВА
СЕМЬЯ СОРИАНО, ИЛИ ИТАЛЬЯНСКАЯ КОМЕДИЯ, Доменико Сориано - заслуженный артист России Сергей БАРКОВСКИЙ , Филумена Мартурано - заслуженная артистка России Наталья СУРКОВА

Все звуки и действия на сцене мы должны суметь «расчленить», понять и правильно передать. Например, я не могу просто сказать, что декорации спектакля выполнены в виде огромных игральных карт. Если люди не видели маленьких карт, это, значит, в их сознании нет соответствующего видеоряда, они не представляют, как такое карты. Тогда мы стали говорить о неких плоскостях, на которых изображена «рубашка» игральных карт… Потом мы выясняли, что такое карточная «рубашка», карточный домик… Я поняла, что для незрячего человека концентрация, напряжение при восприятии окружающего мира –  как концентрация летчика. Он изучает мир шаг за шагом.

Актриса Молодежного театра на Фонтанке Марина Ордина
Актриса Молодежного театра на Фонтанке Марина Ордина

Во время обучения было много практики – в музеях, на примере фильмов и фрагментов спектаклей; нас учили, как обращаться с незрячими, как их сопровождать. Мы пытались понять ощущения незрячего человека, передвигаясь с маской на глазах в незнакомом пространстве… Но как бы мы ни готовились заранее, в театральном тифлокомментировании есть особенности: никто не знает, как пойдет сегодняшний спектакль. Театр живой – и тифлокомментарий каждый раз живой.

Я выбрала спектакль, в котором играю,  «Наш городок». Очень интересно комментировать то, что знаешь изнутри. Ты работаешь с режиссером, понимаешь его посыл в творчестве, получается не просто механический пересказ, история обретает смысл. Многие эксперты, которые приходили к нам во время обучения, а это люди с нарушениями зрения, которые и будут конечными потребителями нашего «продукта», просили, чтобы комментарий был эмоциональным, не констатация фактов, а сопереживание.

НАШ ГОРОДОК, Джордж-  Константин ДУНАЕВСКИЙ, Эмили - Эмилия СПИВАК
НАШ ГОРОДОК, Джордж- Константин ДУНАЕВСКИЙ, Эмили - Эмилия СПИВАК

Важно понимать спектакль. Ия Ростомашвили, наш эксперт и преподаватель, посетила «Наш городок», и сопровождающий пояснил ей смысл последней сцены в двух словах – «все умерли». А финал спектакля как раз о другом – о том, что смерти нет. И я постараюсь это передать в своём тифлокомментарии – передать смысл событий.