Найти тему
Цивилизация техно

Вездеход для советских сельчан - ЛуАЗ-969М

Рассуждая о широкой распространенности в СССР мотоциклов, особенно в сельской местности, многие просто не принимают в расчет тот факт, что мотоциклы на селе покупали не столько из-за слепого фанатизма, а лишь потому, что с автомобилями в СССР было очень плохо и особенно с внедорожными моделями. УАЗы шли в армию и в небольшом количестве в гражданские организации, частникам их продавать было запрещено. Разными правдами и неправдами некоторые счастливчики умудрялись приобретать древние и убитые ГАЗ-69, но это было исключением. В 1970-х годах появились на свет ВАЗ-2121 "Нива", но выпускалось их тоже очень мало (от 25 тыс в 1977 году, постепенно довели до 70 тыс единиц в год) и они шли, в первую очередь, на экспорт, в организации и лишь жалкие остатки частникам. Хотя, некоторые счастливчики по большому "блату" все-таки умудрялись их приобретать. Еще из внедорожников в СССР были ЛуАЗ-969А и в последствии модернизированные ЛуАЗ-969М. Производили их в городе Луцке в бывшей УССР в мизерных количествах - порядка 30-40 тысяч автомобилей в год (всего в СССР ежегодно выпускалось порядка 1,3 млн легковых автомобилей), то есть меньше чем автомобилей любой другой марки в разы, а некоторые модели даже на порядок (например, ВАЗ 2101 за 18 лет выпустили 4,85 млн единиц).

Стоимость автомобилей тоже была не такой уж и маленькой:

Чтобы понять насколько были доступны автомобили достаточно привести средний уровень зарплат в разных секторах экономики, так в 1980 году средняя зарплата по стране была 169 рублей, при этом:

- учителя получали в среднем – 136 рублей;

- работники сельского хозяйства – 149 рублей;

- врачи – 150 рублей;

- научные сотрудники – 179, 5 рублей;

- рабочие на производстве – 185 рублей;

- инженеры – 212 рублей;

- офицеры – 270 рублей;

- министр СССР – 800 рублей.

Но вернемся к автомобилю ЛуАЗ-969М. Он не был идеальным автомобилем, недостатков в нем было больше, чем в любом другом: низкий уровень комфорта, капризный и малоресурсный "запорожевский" двигатель воздушного охлаждения, высокий расход топлива, малый ресурс практически всех агрегатов, невысокая скорость по асфальтированным дорогам, отвратительная управляемость. Но у него было два качества, с которыми не мог конкурировать ни один другой советский автомобиль - феноменальная проходимость и очень вместительный салон. Например, в ЛуАЗ-969М спокойно умещалась пара полных 200-литровых бочек, а пустых бочек можно было смело погрузить штабелем и 4 (я буду первым, кто измеряет вместимость салона в баррелях). Так же в Луазе, открутив передние и откинув задние сиденья, можно было устроить просторное спальное место, что для рыбаков и охотников не менее важно. В плане проходимости ЛуАЗику (одно из многочисленных ласковых прозвищ) не было равных, да и сейчас немногие могут сравниться. В интернете есть много видео "покатушек" с его участием.

ЛуАЗ-969М имел несколько очень необычных конструктивных решений:

  • открытый кузов с интегрированной (приваренной к днищу) лонжеронной рамой из труб прямоугольного сечения;
  • независимую торсионную подвеску всех колес на продольных рычагах большого удлинения, что обеспечивало плавный и мягкий ход по плохим дорогам и вместе с очень большим клиренсом (28 см с полной нагрузкой, без нагрузки больше 30 см) способствовало еще большей проходимости. Например, ЛуАЗ с легкостью переезжал через бревно диаметром чуть более 30 см - для этого нужно всего лишь двигаться по диагонали, снизу днища кроме труб корпусов торсионов ничего не мешает, самое низкое место - защита поддона в виде стальной широкой лыжи;
  • 40-сильный двигатель, сцепление, коробка перемены передач и редуктор моста от ЗАЗ-968М были развернуты на 180 градусов и устанавливались в передней части автомобиля, таким образом, задний мост запорожца, становился передним мостом ЛуАЗа, к 4-ступенчатой МКПП (схема переключения передач - зеркальная стандартной общепринятой на большинстве автомобилей) пристыковывалась как единое целое раздаточная коробка, имеющая одну дополнительную пониженную передачу и муфту подключения заднего моста, управляемые единственным рычагом;
  • основные ведущие колеса - передние, задний привод подключался жестко и имел механическую блокировку межколесного дифференциала рычажком, располагавшемся рядом с рычагом ручного тормоза между передних сидений;
  • корпус редуктора заднего моста жестко и герметично соединялся с раздаточной коробкой трансмиссионной трубой, внутри которой вращался приводной вал без шарниров;
  • на каждом колесе имелись понижающие колесные редукторы, благодаря которым разгружались главные передачи в мостах, заодно увеличивался и клиренс;
  • отопление салона осуществлялось автономной бензиновой печкой, которая так же использовалась как предпусковой подогреватель - одновременно с обогревом салона она разогревала и масляный радиатор, а также выхлопная труба печки была направлена на поддон двигателя и разогревала в нем масло.
На снимке хорошо видно компоновку трансмиссии, торсионных подвесок, колесных редукторов, барабанных тормозов всех колес (все детали тормозов от Москвича 412) (фото из интернет)
На снимке хорошо видно компоновку трансмиссии, торсионных подвесок, колесных редукторов, барабанных тормозов всех колес (все детали тормозов от Москвича 412) (фото из интернет)

Проходимость ЛуАЗ-969М феноменальная, в первую очередь геометрическая: малые габариты кузова позволяли легко проехать там, где ни нива, ни уаз просто не протиснулись бы между деревьев, клиренс по ТТХ составлял 28 сантиметров в полностью нагруженном состоянии, без нагрузки благодаря независимым подвескам - на 2-3 сантиметра больше; глубина преодолеваемого брода - 45 см, если задраить все люки в днище (которые и так с завода довольно герметично прикручены к полу) и привязать пару бочек спереди и сзади - наверное поплывет, к тому же прародитель у него - военный ТПК (транспортер переднего края) ЛуАЗ-967 плавал без всяких доработок.

Схема ЛуАЗ-13024 (у 969М все размеры такие же).
Схема ЛуАЗ-13024 (у 969М все размеры такие же).

Вместимость у ЛуАЗа обеспечивалась простыми прямоугольным формами, без всяких внутренних выступов, задние сиденья были раздельные, откидывались по бокам или вообще снимались и получалась большая грузовая платформа. Был вариант ЛуАЗа с кузовом типа пикап.

Прародителем ЛуАЗ-969М был транспортер переднего края - ЛуАЗ-967, созданный для нужд армии, который предназначался для эвакуации раненных с поля боя на носилках с помощью штатной лебедки; мог передвигаться не только по тяжелому бездорожью, но и плавал со скоростью порядка 5 км/ч.

Авто
5,66 млн интересуются