До 1 марта 2022 года в грузоперевозках применялась товарно-транспортная накладная (ТТН). Затем правила перевозки изменились, и появился новый документ — транспортная накладная (ТН). При этом ТТН по-прежнему можно использовать в качестве сопроводительного документа на груз. Расскажем, в чём разница между ТН и ТТН.
Зачем нужны ТН и ТТН
Товарные накладные или товарно-транспортные накладные оформляются в случае, если в сделке участвуют три стороны:
- грузоотправитель;
- перевозчик;
- грузополучатель.
Обычно оформляется что-то одно: либо ТТН, либо ТН и вместе с ней заполняется форма ТОРГ-12. Но иногда нужны обе накладные. ТТН необходимо использовать для оформления и сопровождения грузоперевозки этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Если для перевозки в этом случае используется автомобильный транспорт, то оформляют ещё и ТН.
В чём разница между ТН и ТТН
Для удобства собрали в таблицу основные признаки, по которым отличаются товарная и товарно-транспортная накладная.
Электронные транспортные накладные (ТН)
1 сентября 2022 года оформление документов в грузоперевозках регулируется Постановлением Правительства от 21 мая 2022 года № 931, в котором закреплены правила обмена электронными перевозочными документами — ЭПД.
По новым правилам обеспечивается трёхсторонний обмен ЭПД — между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем, в отличие от обычных сервисов ЭДО, в которых обмен возможен только между двумя участниками. Кроме того, информация, указанная в ЭПД, передаётся в информационную систему электронных перевозочных документов — ГИС ЭПД.
Утверждены электронные форматы следующих перевозочных документов:
- электронная транспортная накладная,
- электронный заказ-наряд,
- электронная сопроводительная ведомость.
Электронная транспортная накладная, или ЭТрН, пришла на смену обычной транспортной накладной (ТН). Документ состоит из 8 файлов обмена — титулов:
- четырёх обязательных, которые формируют базовый сценарий: погрузку и выгрузку;
- двух дополнительных, которые заполняются, когда происходит переадресация, смена водителя и/или транспортного средства;
- двух опциональных, которые грузоотправитель и перевозчик заполняют, если хотят использовать документ в качестве первичного учётного. Тогда не придётся дополнительно заполнять УПД.
Обмен ЭТрН и другими документами между участниками перевозки и ГИС ЭПД происходит только через операторов ЭДО, получивших аккредитацию Минтранса — они же операторы ИС ЭПД. Чтобы получить аккредитацию, нужно соответствовать строгим требованиям к безопасности данных, защите данных и техническому обеспечению. Операторы ИС ЭПД проверяют формат документа, номер идентификатора и действительность УКЭП, которой подписан тот или иной титул, а также возможные ошибки в документе.
16 сентября 2022 года, в соответствии с решением Министерства транспорта РФ № ДБ-Д 14-29/21100, компания «Калуга Астрал» одной из первых была внесена в Реестр Операторов информационной системы электронных перевозочных документов (ИС ЭПД).
Транспортную накладную всегда должна сопровождать товарная накладная ТОРГ-12. Её не нужно передавать в ГИС ЭПД, обмен происходит только между продавцом (грузоотправителем) и покупателем (грузополучателем) в обычном сервисе ЭДО.
«Калуга Астрал» предлагает готовые решения, которые объединяют эти функции. Они позволяют обмениваться электронными перевозочными документами между участниками перевозки и передавать их в ГИС ЭПД, а также вести документооборот с контрагентами, не переходя в сторонние сервисы.
Решение «1С-ЭПД» работает во всех популярных конфигурациях 1С. Обновите вашу учётную систему и начните обмениваться ЭПД с вашими контрагентами. Сервис поддерживает все установленные ФНС форматы ЭПД, а также обмен неформализованными документами.
«Платформа ЭПД» — интеграционное решение, которое встраивается в учётные системы пользователей для бесшовной работы с электронными документами. Оно позволяет обмениваться электронными перевозочными документами между участниками перевозки и передавать их в ГИС ЭПД, а также вести документооборот с контрагентами, не переходя в сторонние сервисы.