Найти тему

Как писать книги. Четвертая заметка писателя. Как можно испортить текст и как это исправить

Порой автор увлекается написанием истории, но не следит за качеством ее описания. В итоге текст выглядит "сырым" и "расшатанным", "аморфным". Новичку этого может быть не заметно, но меткий редакторский "глаз" при беглом осмотре сразу поймет: текст плох.

Что же так сильно портит текст?

  • Использование однообразных глаголов.

Плохой пример: В комнате был стул, на окне был цветок, на полу был коврик, у стены был диван.

Допустимый пример-1: Скудная меблировка его комнаты: стол, стул, диван да чахлый цветок на окне.

Допустимый пример-2: В его комнате - стол, стул, диван, наспех брошен коврик; одинокий цветок увядал на подоконнике.

В описании можно разнообразить глаголы. Можно убрать лишние глаголы. Можно убрать избыточность описания. Важно в тексте передать четкий образ (в данном случае показать бедность, запустение комнаты), а не перечислять досконально количество предметов. Конечно, глагол "было" вполне можно использовать в тексте, но следите за частотой повторения одинаковых глаголов.

  • В описании важно передать определенный образ, а не перечислять предметы.

Вы пишете не инструкцию для микроволновки, где важно не пропустить ни единой детали, а художественный текст. Цель художественного текста - дать читателю увидеть обстановку, передать настроение, эмоцию.

Плохой пример: У чайника был носик, ручка, крышечка. Сам чайник был металлический, дно у него подгорело, а стенки были ободранными. Чайник был очень старым, не электрическим.

Допустимый пример: На плите свистел старенький металлический чайник.

Из примера уже понятно, что чайник не электрический и не только что из магазина. А что у чайника есть ручка, носик, донышко - это и так очевидно. Читателю достаточно получить штрихи, обрисовать предмет поверхностно, а целостность образа он додумает сам. В этом особенность художественной прозы.

  • Не разжевывайте текст подробно.

Если вы не пишете научную статью, новостную заметку, достоверную историю, где необходимо строго соблюдать факты и не фантазировать (чем грешат некоторые читатели в моем, да и не только, блоге), то 1001 факт в образной прозе не нужен. В художественной прозе как раз важно дать возможность читателю самому увидеть и докрутить образ, в отличие от документального/научного текста. В этом принципиальная разница.

  • Используйте конкретность и яркость образа.

Порой встречаю аморфные тексты, где используют слова "какой-то", "примерно что-то там", "как-то", "что-нибудь эдакое", "невообразимый", "непередаваемый" и т.п. Постарайтесь максимально убрать эти слова из художественной прозы. Они не передают точного образа и лишь засоряют текст.

Плохой пример-1: Закат был настолько непередаваем, что я даже описать его не могу, это такое нечто!

Плохой пример-2: Коробка оказалась просто невообразимых размеров, такая прям огромнейшая, что не передать вам!

От таких описаний читатель ничего не поймет, потому что "непередаваемый закат" у каждого свой, а "невообразимых размеров коробка" может быть любого размера.

Допустимые примеры: "густо-малиновый закат" или "коробка размером с микроавтобус" - образ сразу ясен, что там за цвет у непередаваемого заката и что за размер у невообразимой коробки.

Постарайтесь подбирать для образов яркие, узнаваемые детали, чтобы читателю они сразу запомнились, врезались в память.

Допустимые примеры: "На свидание Василий явился в желтой футболке с изображением мультяшечной обезьяны, и жирное пятно красовалось посередине Васиного пуза". Или "Антон сидел в накрахмаленной белой рубашке, и прическа волос к волоску, точно он вышел из свадебного салона".

По Василию сразу видна и его неопрятность, и уровень притязаний в одежде, и отношение к свиданию. По Антону видна ухоженность, лоск, старание. Такие описания передадут не только четкий образ, но и расскажут немного о характере описываемых вами предметов/персонажей.

Такие рекомендации на сегодня.

Тем, кто пишет, приятной работы!

ПС. Профессиональные прозаики, редакторы, если есть, что добавить по делу или дать конструктивную заметку - присоединяйтесь. Я делюсь своим писательским опытом, но профессионально по этой теме не работаю, не корректор, не редактор я. Наверняка не смогу все нюансы осветить.