Найти тему
Around Art

Дизайн в России: кое о чем из старой и обновленной экспозиции. Ч.2

Заметки о выставке «История российского дизайна. Избранное» в Западном крыле Новой Третьяковки

Текст: Галина Мумрикова

Связь времен, которая довольно четко прослеживается на выставке, посвященной истории российского дизайна, вызывает у посетителей самые разные чувства – от ностальгии до усмешки. О невоплощенных проектах в силу тех или иных причин уже было сказано. Гораздо интереснее говорить не о том, что так и не сбылось, а о том, что было взято в наше время с определенными трансформациями, усматривая новое прочтение предметного, промышленного, графического и актуального дизайна. Последнее связано с появлением новых материалов, их переработкой, новейших технологий, а также с экологией.

Родченко в производственном костюме, выполненном по его эскизу В.Степановой. 1922. Фотография. Архив А.Родченко и В.Степановой
Родченко в производственном костюме, выполненном по его эскизу В.Степановой. 1922. Фотография. Архив А.Родченко и В.Степановой
Спортивный костюм (блуза и юбка-штаны) Рисунок В.Мухиной по модели Н.Ламановой. 1925. Из альбома "Искусство в быту/ 36 таблиц" Приложение к журналу "Красная нива" на 1925 год. Лен. Собрание Московского музея дизайна
Спортивный костюм (блуза и юбка-штаны) Рисунок В.Мухиной по модели Н.Ламановой. 1925. Из альбома "Искусство в быту/ 36 таблиц" Приложение к журналу "Красная нива" на 1925 год. Лен. Собрание Московского музея дизайна
Кафтан из двух владимирских полотенец. Рисунок В.Мухиной по модели Н.Ламановой. 1925. Реконструкция, 2020. Хлопок. Собрание Московского  музей дизайна
Кафтан из двух владимирских полотенец. Рисунок В.Мухиной по модели Н.Ламановой. 1925. Реконструкция, 2020. Хлопок. Собрание Московского музей дизайна

Вот жену Александра Родченко Владимир Маяковский называл «неистовой Варварой». А она, можно сказать, реально была первым советским дизайнером и проектировала производственную, повседневную и спортивную одежду. На фото Александр Родченко в рабочем костюме. 1922-й год, но будто сегодня.

В 1925 году в качестве приложения к журналу «Красная нива» вышел альбом «Искусство в быту», в котором выдающийся модельер своего времени Надежда Ламанова решила обратиться к проектам элементарной бытовой одежды: пошить ее могла простая домашняя портниха. В то время 36 таблиц Альбома произвели самый настоящий фурор. Да и сейчас его модели выглядят вполне современно.

Почтовые ящики для Почты России Дизайн/ студия Артемия Лебедева Металл. Собственность студии Артемия Лебедева
Почтовые ящики для Почты России Дизайн/ студия Артемия Лебедева Металл. Собственность студии Артемия Лебедева
Паттерн для ткани сидений в московском транспорте. Дизайнер- Лизавета Романцева. Студия Артемия Лебедева
Паттерн для ткани сидений в московском транспорте. Дизайнер- Лизавета Романцева. Студия Артемия Лебедева
Посуда "Николай Иронов". Фарфор. 2021. Дизайн/ студия Артемия Лебедева. Производство/ ИФЗ
Посуда "Николай Иронов". Фарфор. 2021. Дизайн/ студия Артемия Лебедева. Производство/ ИФЗ

Однако давайте ближе к нашим дням. Сейчас дизайнерских студий немало, и многие из них «выдают на-гора» весьма привлекательные проекты. Кто, например, не знает студию Артемия Лебедева! Здесь проектируют все: от почтовых ящиков (их с 2015 года установлено по всей России более 140 тысяч) и патриотичных сидений для городского транспорта до… посуды, которую создавал искусственный интеллект. Да, «Николай Иронов» – это нейросеть – проект, начатый два года назад. Николай Иронов (он же дизайн студия Артемия Лебедева) уже создал множество уникальных логотипов, и содружество с Императорским фарфоровым заводом отнюдь не последний проект умного интеллекта.

Алексей Дрождин. Стол S из коллекции Venezia Drozhdini. Галерея  3 L Store. Московский музей дизайна
Алексей Дрождин. Стол S из коллекции Venezia Drozhdini. Галерея 3 L Store. Московский музей дизайна

Алексей Дрождин, выпускник Строгановки, работает со стеклом, комбинируя его с металлом и деревом. Дважды Алексей был финалистом конкурса художественного стекла MilanoVetro-35. Учредив свой собственный бренд DROZHDINI, он продолжает вручную создавать абсолютно неординарные лимитированные коллекции, считая, что «это своего рода арт-валюта, наполненная исторической и художественной ценностью».

Коллекция зеркал "Неглиже". Студия Fresh Glass 2022  Зеркало, плавленное стекло. Собственносмть студии.
Коллекция зеркал "Неглиже". Студия Fresh Glass 2022 Зеркало, плавленное стекло. Собственносмть студии.

Со стеклом работает и студия Fresh Glass. Стекло всегда привлекало ремесленников, а родиной стекольщиков считается итальянский Мурано. Художники студии рассматривают плавленое стекло как некий эмоциональный визуал на стыке арт-объекта и вполне бытового предмета, побуждая зрителя самому решать – смотреть или смотреться, любоваться или просто задуматься.

Инсталляция "ONOMA/ обобщение. Сетка, сутаж, кристалон, органза. Дизайнеры - Сандра Гуцати и Инна Бодрова
Инсталляция "ONOMA/ обобщение. Сетка, сутаж, кристалон, органза. Дизайнеры - Сандра Гуцати и Инна Бодрова

А вот что такое ONOMA? Это столичная студия, создающая невесомую одежду с аппликациями и вышивкой шнуром. На выставке эта небольшая компания показала инсталляцию из сетки, сутажа, кристалона и органзы – своеобразный воздушный танец, мимо которой никто не проходил.

Ковер "Линии горизонта" Ткачество, луговые травы, ветки березы, льняная нить, 2021. Дизайн и производство художник Вера Занегина
Ковер "Линии горизонта" Ткачество, луговые травы, ветки березы, льняная нить, 2021. Дизайн и производство художник Вера Занегина
Первые три ковра справа налево - Fugly Pets Автор Анастасия Гончаренко
Первые три ковра справа налево - Fugly Pets Автор Анастасия Гончаренко
Ковер из упаковки "Текстильная лаборатория" Александры Островской и Лизы Ольшанской. Пластик, хлопок
Ковер из упаковки "Текстильная лаборатория" Александры Островской и Лизы Ольшанской. Пластик, хлопок

Название художественно-экологического проекта художника Веры Занегиной говорит само за себя – Живой гобелен. Идея создания коллекции «живых» ковров возникла летом 2020-го во время пандемии. Ковер «Линии горизонта» и вправду живой, потому что создан из того, что находится у нас под ногами и чего мы, как правило, даже не замечаем. А тут травки и березки не нарисованные, не вытканные, а такие, какие они есть на самом деле.

Сумки "In Circulation"
Сумки "In Circulation"

С экологией связана и коллекция из музея прикладных искусств Будапешта. Сумки дизайнера Буляш Тодаевой сделаны из переработанных материалов – пластика, текстиля, полилактида и т.д. Это действительно некая циркуляция, во время которой из старого создается новое, не нарушая природный баланс.

Сервиз "Эфемерный". Дизайн: Лиза Мельник. Производитель: студия Htonic ceramics Фарфор, глазурь, позолота 2019. Cобственность дизайнера
Сервиз "Эфемерный". Дизайн: Лиза Мельник. Производитель: студия Htonic ceramics Фарфор, глазурь, позолота 2019. Cобственность дизайнера
На переднем плане кеды из виноградного жмыха и переработанной резины (дизайнер Андрей Жакевич)
На переднем плане кеды из виноградного жмыха и переработанной резины (дизайнер Андрей Жакевич)
Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции
Ковер "Охотник". Единичный экземпляр. Акрил, шерсть,и2021. Дизайнер: Roman Peeks. Собственность дизайнера
Ковер "Охотник". Единичный экземпляр. Акрил, шерсть,и2021. Дизайнер: Roman Peeks. Собственность дизайнера
Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции

Санкт-Петербургский бренд керамики и фарфора «Хтонь» основала Елизавета Мельник, назвав его «керамикой из ваших снов». Сервиз «Эфемерный» реально ну очень хрупкий на вид, созданный для изысканного чаепития. Интересно, сможет ли искусственный интеллект додуматься до таких фарфоровых кружев? Вопрос, как говорится, на засыпку.

Впрочем, на выставке таких «засыпок» немало, если, конечно, смотреть внимательно. С чувством, толком, расстановкой…

Выставка работает до 31 января 2023 года. Куратор: Александра Санькова

#выставки#искусство#дизайн#

третьяковская галерея#история российского дизайна#