Заметки о выставке «История российского дизайна. Избранное» в Западном крыле Новой Третьяковки
Текст: Галина Мумрикова
Связь времен, которая довольно четко прослеживается на выставке, посвященной истории российского дизайна, вызывает у посетителей самые разные чувства – от ностальгии до усмешки. О невоплощенных проектах в силу тех или иных причин уже было сказано. Гораздо интереснее говорить не о том, что так и не сбылось, а о том, что было взято в наше время с определенными трансформациями, усматривая новое прочтение предметного, промышленного, графического и актуального дизайна. Последнее связано с появлением новых материалов, их переработкой, новейших технологий, а также с экологией.
Вот жену Александра Родченко Владимир Маяковский называл «неистовой Варварой». А она, можно сказать, реально была первым советским дизайнером и проектировала производственную, повседневную и спортивную одежду. На фото Александр Родченко в рабочем костюме. 1922-й год, но будто сегодня.
В 1925 году в качестве приложения к журналу «Красная нива» вышел альбом «Искусство в быту», в котором выдающийся модельер своего времени Надежда Ламанова решила обратиться к проектам элементарной бытовой одежды: пошить ее могла простая домашняя портниха. В то время 36 таблиц Альбома произвели самый настоящий фурор. Да и сейчас его модели выглядят вполне современно.
Однако давайте ближе к нашим дням. Сейчас дизайнерских студий немало, и многие из них «выдают на-гора» весьма привлекательные проекты. Кто, например, не знает студию Артемия Лебедева! Здесь проектируют все: от почтовых ящиков (их с 2015 года установлено по всей России более 140 тысяч) и патриотичных сидений для городского транспорта до… посуды, которую создавал искусственный интеллект. Да, «Николай Иронов» – это нейросеть – проект, начатый два года назад. Николай Иронов (он же дизайн студия Артемия Лебедева) уже создал множество уникальных логотипов, и содружество с Императорским фарфоровым заводом отнюдь не последний проект умного интеллекта.
Алексей Дрождин, выпускник Строгановки, работает со стеклом, комбинируя его с металлом и деревом. Дважды Алексей был финалистом конкурса художественного стекла MilanoVetro-35. Учредив свой собственный бренд DROZHDINI, он продолжает вручную создавать абсолютно неординарные лимитированные коллекции, считая, что «это своего рода арт-валюта, наполненная исторической и художественной ценностью».
Со стеклом работает и студия Fresh Glass. Стекло всегда привлекало ремесленников, а родиной стекольщиков считается итальянский Мурано. Художники студии рассматривают плавленое стекло как некий эмоциональный визуал на стыке арт-объекта и вполне бытового предмета, побуждая зрителя самому решать – смотреть или смотреться, любоваться или просто задуматься.
А вот что такое ONOMA? Это столичная студия, создающая невесомую одежду с аппликациями и вышивкой шнуром. На выставке эта небольшая компания показала инсталляцию из сетки, сутажа, кристалона и органзы – своеобразный воздушный танец, мимо которой никто не проходил.
Название художественно-экологического проекта художника Веры Занегиной говорит само за себя – Живой гобелен. Идея создания коллекции «живых» ковров возникла летом 2020-го во время пандемии. Ковер «Линии горизонта» и вправду живой, потому что создан из того, что находится у нас под ногами и чего мы, как правило, даже не замечаем. А тут травки и березки не нарисованные, не вытканные, а такие, какие они есть на самом деле.
С экологией связана и коллекция из музея прикладных искусств Будапешта. Сумки дизайнера Буляш Тодаевой сделаны из переработанных материалов – пластика, текстиля, полилактида и т.д. Это действительно некая циркуляция, во время которой из старого создается новое, не нарушая природный баланс.
Санкт-Петербургский бренд керамики и фарфора «Хтонь» основала Елизавета Мельник, назвав его «керамикой из ваших снов». Сервиз «Эфемерный» реально ну очень хрупкий на вид, созданный для изысканного чаепития. Интересно, сможет ли искусственный интеллект додуматься до таких фарфоровых кружев? Вопрос, как говорится, на засыпку.
Впрочем, на выставке таких «засыпок» немало, если, конечно, смотреть внимательно. С чувством, толком, расстановкой…
Выставка работает до 31 января 2023 года. Куратор: Александра Санькова
#выставки#искусство#дизайн#
третьяковская галерея#история российского дизайна#