# Терапия мировоззрения #Теория тенденций #Фрейд и будущее человечества #психоанализ как лечение души
Эта статья впервые напечатана 11 ноября 2022, автор – Александр Заецъ
Вступление
Все говорят, что наш мир меняется. Но ведь он и раньше менялся! По Гегелю или по Марксу, по Ленину или Горбачёву, Линкольну или Трампу. Но что-то во всех этих переменах оставалось прежним, несмотря на войны, революции, уровень производительных сил и производственных отношений, роковые ошибки лидеров или героизм простых людей. Пора, ох, пора бы уже составить «учебник перемен», хотя бы для детей в школе, чтобы они не путались в понятиях и правильно выбирали себе судьбу в этом сложном и турбулентном мире. И не болели разными там защитными психоневрозами (Abwehrpsychoneurosen). Извините за выражение. Хорошо ещё, что не защитами сопротивления (Wehrmacht). Шутка.
Сам я уже выполнил свой долг, написав книгу для молодого поколения. И назвал этот тридцатилетний каторжный труд «Записками психоаналитика», ведь то, чего нам и нашим детям не хватает, и то, что им придётся в скором времени срочно осваивать и применять на практике, это анализ души, лечение души, работа души, её мировоззрение, базовые тенденции, душевный склад, духовность и всё, что с этим связано.
«Опять Фрейд!» — скажете вы, - а нельзя ли сразу о лечении нашего, а не немецкого мировоззрения? Но что мы, обычные люди, знаем о Фрейде? Кроме того, что написано, как под копирку в бесчисленных статьях в журналах и Интернете? Да, он один из самых цитируемых авторов на нашей планете, без него не было бы ни нашей культуры, ни нашей психотерапии, ни понимания тайной сущности человека. Но он же и автор многих откровений, которые никак не обоснованы и не находят подтверждения в научных кругах. Например, нет в нас никаких Я, Оно, Сверх-Я, инстинкта смерти и либидо. Все искали, но никто не нашёл. Так кто же он? Пророк, каббалист (утверждающий, что несовершенство мира и каждого человека вытекает из несоответствия его законам мироздания) или обманщик?
Кто вы, доктор Фрейд?
Когда люди говорят, что мир движется в направлении, указанном Фрейдом, они имеют в виду не только природную испорченность человеческой натуры, не только беспредельную агрессивность, вездесущую сексуальность, загадочный бессознательный разум, комплекс отца или трансфер. Всем нравится его откровенность, способность говорить правду, не скрывать и не приукрашивать факты, касающиеся нашей биологической, психической, семейной и общественной жизни, религии, философии и политики.
Но даже среди его почитателей не принято рассуждать о методах лечения так называемых неврозов. С помощью которых мы либо отказываемся от реальности, либо превращаем её в некую противоположность самой себе, кошмарные сны, фантазии и соматические симптомы. За такие попытки открыть человеку глаза на собственные заблуждения обществу приходится дорого платить.
«Подобно тому, как мы делаем отдельного человека нашим врагом, раскрывая то, что в нем вытеснено, точно так же и общество не может отвечать нам симпатией и любезностью на беспощадное разоблачение причиняемого им вреда и его недостатков; поскольку мы разрушаем иллюзии, нас упрекают в том, что мы угрожаем идеалам». (З. Фрейд. «Будущие шансы психоаналитической терапии»,1910).
Я не преувеличиваю. Вот несколько примеров того, как общество реагирует на откровения психоанализа.
Прежде всего, оно это делает, извращая его первоначальные термины, концепции и понятия. В одной из своих ранних работ Фрейд утверждал, что психическое лечение означает душевное лечение «Psychishe Behandlung (seelen behandlung)»,1890). То есть, лечение теми средствами, которые напрямую воздействуют на душу человека, - на нечто такое, которое существует самостоятельно и не зависит от тела. Душа свободна, тело отягощено существованием в материальном мире. Обе инстанции действуют не синхронно, хотя душа способна преодолевать любое сопротивление и не только воздействовать на тело, но и впоследствии, с помощью тела, на самоё себя. Например, с целью ублажения своих влечений, самопознания, подачи сигналов, любви, созидания, сохранения жизни или даже болезни, саморазрушения и смерти.
Душевное лечение (Seelen Behandlung), – писал Фрейд, — это «достижение благоприятного для исцеления душевного состояния у больного». Например, магия слов, гипноз, внушение, радость, близость исполнения желаний и удовлетворения потребностей и тому подобное. Конечно, можно напугать больного, внушить ему ужас, сексуальные переживания, чувство вины, - но это слишком сильные средства для воздействия на душу. Хотя, конечно, болезнь закрепляется гораздо более значимыми силами, чем эти.
А вот как общество обошлось с подобными утверждениями Фрейда при переводе их на английский язык. Вместо германского Seele и греческого psyche, душа, стали использовать слово “mind”, разум. А как же, ведь человек — это животное, наделённое разумом! Хотя все знают, что именно разум и является источником болезней, будучи не в силах объяснить себе собственное существование, где-то в пространстве между Природой и Духом, материей и Богом, бесами и ангелами. А если душа и существует, то она, так сказать, «органична», ибо находится внутри тела, и называть её надо психикой, психической реальностью, психическими процессами, психическими механизмами.
В результате получилось, что вместо науки о душе, вместо возврата человека к поиску связанной с ней духовности, «всё ещё скрытой тайны природы психического», Фрейду и психоанализу в целом приписали некий психо-биологизм, попытку описать работу врождённых инстинктов, действующих в пределах различных отделов головного мозга и нервной системы. А духовность это лишь ноотропия, от греческих слов «нус» - ум и «тропи» - изменение. Некая способность разума воспринимать идеи и изменяться под их воздействием.
Был ли сам основоположник психоанализа с этим согласен? Думаю, что нет. В своём интервью от 7 декабря 1938 года Фрейд сказал, как бы подытоживая труд всей своей жизни: «Психоанализ – часть психологии». То есть, науки о душе.
Почему же так получилось, что даже сам Фрейд стал повсюду использовать слово инстинкт (органическая и во многом сознательная сила) вместо прежнего понятия бессознательное влечение (göttliches Wesen, божественная сущность)? Дело в том, что для создания полноценной науки о душе необходимо было, как он считал, дать определение душевной энергии. Увы, здесь его интуиция и разум оказались плохими советчиками: «В психической жизни задействован какой-то вид энергии; но у нас нет ничего, что позволило бы больше узнать о нём».
Отсюда и пошли всякого рода аппроксимации (исследования числовых характеристик и качеств объекта, путём замены сложных его составляющих более простыми, свойства которых уже известны). Особенно это касается области бессознательного, где неправильные представления могут заряжаться энергией либидо. Так, сон становится похожим на психоз, так как содержит «нелепости, мании, иллюзии, отказ от реальности и погружение во внутренний мир». В кавычках слова Фрейда из разных работ.
Работа тенденций
Я мыслю проще. Носителем психической энергии, точно так же, как и механической, электромагнитной, ядерной и химической является пространство всей Вселенной, душа только её проводник, а распорядителем является сам господь Бог, Творец, Верховный Разум. Во времена Фрейда так говорить было нельзя, ведь всё, что существовало за пределами физики ("фюзис" по-гречески природа), считалось метафизикой, то есть тайной. Но в наше время безграничной свободы выражения, либеральных ценностей, сверхмощных компьютеров и цифровой реальности пора уже приоткрыть эту всем надоевшую старую и дырявую занавеску, которая отделяет души людей от Божественного света, такого чудесного в своей непостижимости и привлекательности.
Лично я, следуя моей теории тенденций и методики Weltanschauung Therapie, вместо психической энергии, интенсивности, зарядов, катексисов, напряжения, интенциональности и прочего, предпочитаю использовать понятие онтологических тенденций, то есть, фундаментальных душевных сил, факторов или потенций. Так проще и не вызывает отторжения. Самих биполярных факторов, которыми я обозначаю тенденции, всего шестнадцать (8 х 2). В экзистенциальном психоанализе этого оказывается достаточно, чтобы определить параметры любой человеческой личности. Кто не верит, попробуйте прочитать мою книгу. Хотя она и написана для новых поколений. Перечисляю.
1. Фактор Духа и фактор Бездуховности (кому-то более понятным будет фактор Дьявола).
2. Фактор Познания и фактор Заблуждения.
3. Фактор Гармонии и фактор Дисгармонии.
4. Фактор Притяжения и Фактор Отторжения.
5. Фактор Активности (вечного движения и изменения) и фактор Пассивности (покоя).
6. Фактор Открытости (Солидарности, Обмена сигналами и информацией) и фактор Закрытости (Одиночества).
7. Фактор Уподобления (Любви, Жертвенности) и фактор Доминирования (Ненависти, Агрессивности).
8. Фактор Развития и фактор Угасания.
Можно вместо слов "силы" и "факторы" использовать применяемые мной в моей работе (в терапии, интерпретациях, рефлексии, диагностике) другие названия тенденций. Но не законов, ибо законов у мироздания может быть намного больше.
Например: тенденция активности и пассивности, тенденция притяжения и отторжения. Все они присутствуют в Природе, в человеке, в его теле и душе, ими можно оперировать в клинической биохимии или психологии, или, как сейчас часто говорят, в "сознании". Важно только понимать, что кроме сознания (СП – сознательного психического и СС – сознательного соматического) у нас есть и бессознательное (БСП – бессознательное психическое и БСС – бессознательное соматическое). Так я называю чувства, инстинкты, иррациональные влечения и аффекты. Можно также упрощённо называть тенденции, по примеру психиатров, в зависимости от преобладающих в картине заболеваний патологий, таких, как Шизоидная, Параноидальная, Депрессивная, Обсессивная, Фобическая, Истерическая, Маниакальная, Конструктивная. Но это, скорее, для врачей. Для психологов значение имеют не патологии, а состояния души.
В качестве примера возьмём хотя бы «К» (тенденцию конструктивности, я её называю ещё тенденцией «развития-угасания», по её крайним проявлениям в жизни любого существа). Постараюсь перечислить, по каким именно.
· В области Ксп (чувство созидания) работа этой тенденции даёт сотрудничество, миролюбие, креативность, помощь людям, альтруизм, чувство локтя, братство и соборность (у русских), самоорганизацию и прощение ошибок во имя сохранение доверия. Конечно, этот список не полный.
· В области Ксс (инстинкт жизни) – планирование и сохранение жизни любой ценой, работоспособность, защита семьи, чести, своей территории, служение высоким идеалам, ответственность, культура поведения, этика (желание сохранить и объединить). У Фрейда это часть «Оно», в котором сходятся все инстинкты и определяется судьба, иначе говоря, воля к жизни.
· В области Кбсп (влечение смерти) – угасание, желание наблюдать и ощущать смерть, стремление устранять из жизни всех, кто якобы виновен в её бессмысленности и несправедливости, поиск опеки и покровительства даже у врага, уход от трудностей бытия, нежелание иметь и защищать потомство, безответственность, примитивность желаний и возможностей, отказ от планирования и управления своей судьбой (влечение разрушить и убить, абулия, агрессивность у Фрейда).
· В области Кбсс (аффект разрушения) – враждебность, деструктивность, аморальность, пошлость (расхожие мнения, шаблоны), цинизм (обострённое до вульгарности восприятие реальности), конфликтность, непрощение ошибок.
Как видите, синонимов много, но уже понятно, что оттенков конструктивности может быть ещё больше, если тенденция сильная, например, способности к поэтическому творчеству; или совсем мало, если она вытеснена и слабо развита. Для тех, кто интересуется экзистенциальной психодиагностикой, см. Таблицу номер 5 в моей книге. Подобные таблицы у меня составляют все мои клиенты. И стихи сочиняют, и песни, и эпиграммы.
Подумайте и о факторе открытости (солидарности) и факторе закрытости (одиночества). Не буду подробно расшифровывать, просто приведу пример. Русские остались одни в 1941 году, против нас был весь западный мир, но наше одиночество (интроверсия, уход в себя, закрытость, бегство от людей, оплакивание своей участи) нас сплотило, и мы выстояли. Правда, победить смогли только тогда, когда и США, и Великобритания, и Франция стали с нами солидарны и открыто об этом заявили.
Хорошо, если бы в Министерствах иностранных дел, экономики, обороны и где-то там ещё, понимали, что открытость, инстинкт подачи сигналов (информации) — это не только экстраверсия, потребность в признании и самовыражении, театральность, ораторские данные, жестикуляция, мимика, смешливость и тому подобное, но и солидарность с теми, которые эти сигналы должен принимать.
И помните совет великого Гегеля: «Ловите момент! Иначе никакая сила не поможет!»
Немного о политике
Ещё один способ извратить Фрейда – это использовать его авторитет для того, чтобы направить любой социокультурный или социально-политический строй, всю нашу цивилизацию в русло порока и разного рода иллюзий. Вроде отмены семьи, частной собственности на средства производства, ослабления государства. Постмодернизма, посткапитализма, постиндустриального, неорабовладельческого или неофеодального строя и так далее.
Для этого используют вырванные из контекста афоризмы, вроде «невроз — это способ познания». Мол, зачем оценивать и измерять индивидуально-психологические особенности личности научными методами, когда можно создать псевдонауку и назвать её, например, когнитивной нейропсихологией. Она будет делать всё, что угодно, созерцая, предполагая и догадываясь, что из себя представляет человек, на основании его реакций или высказываний. И давать советы, что надо делать. Без конструирования его психической реальности (мировоззрения в широком смысле, то есть, Weltanschauung).
Например, русская душа. Что это такое и как выглядит её «носитель», русский человек? Да очень просто: простодушие, наивность, смутная тревога, недовольство любой властью, лень, пьянство, нежелание смотреть в будущее и учиться на собственных ошибках. Ну ещё жертвенность на грани саморазрушения, подозрительность, безволие, поиск «хозяина» и потребность в контроле со стороны. И очень редко непокорность, протест, беспощадный бунт.
Перечислите все эти качества любому нашему интеллигенту, который критикует всех, он тёщи до президента и правительства, и ничего не делает, чтобы улучшить своё материальное благосостояние, - и он покрутит пальцем у виска, — это не я! И будет прав. Русский человек другой. Хотя бы потому, что не похож ни на кого другого.
А вот ещё одно высказывание Фрейда по поводу того, что в человеке невозможно вылечить. У женщин это «желание иметь пенис» (отца или любого его заместителя), а у мужчин – страх потерять пенис (женская позиция по отношению к власти, начальникам, авторитетам, другим сильным личностям). Из этого пытаются сотворить новую реальность – сообщества ЛГБТ (иные социальные ориентации и гендерные идентификации). При этом исчезает любое понятие бездуховности, греха, разврата, прелюбодеяния, совращения, аморальности. Ну, и какое при этом должно быть мировоззрение, и чем всё это кончится?
А ведь сравнительно не так давно, 8 мая 1936 года, на праздновании 80-летия Фрейда, Томас Манн прочёл доклад, где определил будущее всего человечества как «праздничную встречу поэзии и психоанализа», как основу более умного и свободного человечества. В котором «даже идея Божества едина с душой и к ней привязана».
Вот, как вы знаете, я и поэт, и психоаналитик. Консультант, советник, коуч и наставник. Жил во многих странах и общался с сотнями интереснейших людей: учёными, дипломатами, политиками, бизнесменами, банкирами. Но могу вам ответственно заявить, что ничего подобного тому, на что надеялся лауреат Нобелевской премии по литературе, в мире не происходит. А что происходит? Ну, об этом, наверное, потом. Если будет интересно. Хотя вы всё видите и понимаете без всяких тенденций.