Найти тему
Лаборатория ЭМТП

Курсовой по ЭМТП. Шаг 1: черновик технологической карты поля

Итак, студенты разбились на подгруппы по три человека. Каждому человеку соответствует одно поле, на котором и нужно проводить все работы. Варианты заданий выглядят следующим образом (этот был честным образом сгенерирован так же, как и все остальные):

Кукуруза на зерно, Яровая пшеница, 250 га

Кормовая свёкла, 155 га

Овёс, Яровой рапс, 150 га

Первым пунктом идёт культура-предшественник, вторым — культура-последователь, далее, соответственно, площадь поля S. Некоторым достаётся вариант с единственной культурой, в этом нет ничего страшного.

Теперь нам нужно найти технологические карты по заданным культурам. В качестве творческого варианта можно использовать ТК с конкретного предприятия, но разумеется, можно попросту использовать информацию из методички. Она доступна по ссылке и вероятнее всего будет дополняться данными, поэтому рекомендую иногда скачивать её заново.

Технологические карты находятся в приложении Б методички, там отражены все культуры, которые есть в вариантах заданий. В них, как и во всём курсовом проекте, есть ряд условностей, но для наших задач всё более чем подходит.

Итак, каждый нашёл ТК по своим культурам и теперь перед нами встал вопрос размещения их в пространстве-времени. Если с пространством всё прозаично (ведь у нас уже есть конкретный размер поля), то со временем обычно возникают вопросы. Взглянем на схему (это просто пример и к нашему варианту задания не имеет отношения):

Возможные варианты распределения культур во времени
Возможные варианты распределения культур во времени

В первом варианте работы по культуре-предшественнику начинаются в первом году и заканчиваются её уборкой летом второго года. Затем, после некоторого перерыва, начинаются работы по культуре-последователю.

Во втором варианте нам задана единственная культура: работы по ней начинаются в первом году, а заканчиваются глубокой осенью второго, именно поэтому мы не успеваем начать работы по последователю и отбрасываем его.

Третий вариант аналогичен первому, только работы по предшественнику и последователю пересекаются. В этом нет ничего страшного; что с этим делать, мы разберём в следующих частях нашего эпоса.

В любом случае (сейчас — внимание), если обобщить, уборка культуры-предшественника должна произойти во втором году. И именно для второго года мы расписываем все операции. Те работы, что выпадают на первый и третий год, нас не интересуют.

Теперь на конкретных примерах из приведённого выше задания.

1 поле. Кукуруза на зерно имеет (это мы смотрим в методичку) дату начала работ 20 марта, окончания работ — 10 августа + 5 дней включительно = 14 августа. Если всмотреться в данную ТК, видно, что все работы выполняются в течение одного года, поэтому здесь начинаем расписывать операции отчётного года сразу с начала работ.

Открываем Excel (упаси вас небо делать всё это в ворде. Смысл?). Опенсорсные аналоги экселя также прекрасно подойдут. Итак, нам нужно внести все работы по кукурузе в черновик технологической карты поля. Перед непосредственно списком в вольной форме указываем заданные культуры и в отдельной ячейке — размер поля: это нам ох как пригодится. Далее делаем таблицу со следующими колонками (она в дальнейшем расширится, но пока так):

  1. Порядковый номер операции;
  2. Наименование операции;
  3. Единица измерения объёма работ;
  4. Сам объём работ, U;
  5. Дата начала работ;
  6. Длительность работ, Dр.

Переписываем, копируем-вставляем все данные, которые есть на текущем этапе. При этом в дате сразу пишем год, например, первая же работа по кукурузе будет иметь дату начала 20.03.2023: указываем следующий, второй на схеме, год.

Единицу измерения объёма работ можно сразу указать в гектарах для очевидно полевых (вспашка, боронование и т. д.) и в тоннах для очевидно транспортно-погрузочных (транспортировка, погрузка, скирдование). При возникновении непоняток можно пока пропустить единицу измерения для конкретной работы и вернуться к этому позже.

Объём работ равен размеру поля для всех работ, измеряемых в гектарах. Исключением является перекрёстный посев, при котором U = 2S (впрочем, в методичке такого не имеется в технологических картах). С работами в тоннах придётся несколько пораскинуть мозгами. С кукурузой нам придётся это сделать в самом начале:

Каноничный пример связанных операций
Каноничный пример связанных операций

Здесь определяющий операцией всей эпопеи с органическими удобрениями является их внесение в объёме 20 т/га. Поскольку мы работаем в Excel (мы ведь работаем в Excel, правда?), манипуляции здесь очевидны. Ранее мы указали в отдельной ячейке, скажем, D1, размер поля, поэтому в графе объёма работ для внесения органики пишем =20*$D$1 (особо пытливые читатели могут предложить сделать отдельную графу для нормы внесения и в дальнейшем умножать на значение из неё. Можно и так!) и сразу получаем результат, в нашем случае 5000 т. Сейчас не будем рассуждать, много это или мало, а просто продолжаем. Логично, что это же число идёт в объём работ что по перевозке, что по погрузке. В этих операциях просто приравниваем ячейку через =D$18$ (или какая там у нас ячейка).

При обработке таких операций настоятельно рекомендую сделать всё то же самое с датами. Погрузка удобрений должна выполняться в те же даты, что и основная операция (вывозка, внесение), поэтому для погрузки приравниваем дату и число дней к соответствующим значениям основной операции. Сейчас это может казаться нелогичным, но в дальнейшем избавит от части мороки.

...Итак, мы расписали все операции по кукурузе. Последователем у нас идёт яровая пшеница с началом работ 9 сентября. Радуемся, что работы не пересекаются во времени, и расписываем всё аналогично в продолжение той же таблицы. При этом заметим, что последняя работа по первому году начинается 25 сентября:

Выдержка из ТК яровой пшеницы
Выдержка из ТК яровой пшеницы

На вспашке работы в текущем году заканчиваются. Дальнейшие операции приходятся уже на следующий год, планированием по которому мы уже не занимаемся и соответственно операции 7, 8 и дальнейшие в таблицу не вносим. Итого получается нечто следующее:

Черновик технологической карты первого поля
Черновик технологической карты первого поля

Следующий этап курсовой работы рекомендую выполнять, когда все три человека полностью заполнят техкарты на нужный год, поскольку только тогда получится согласовать марки тракторов. Но это уже совсем другая история...

Вячеслав Егоров, старший преподаватель кафедры ЭМТП

P. S. Примеры по второму и третьему полям обязательно будут добавлены, но в целом читатель уже обладает достаточным багажом знаний для того, чтобы выполнить описанный этап курсовой.