Итак, студенты разбились на подгруппы по три человека. Каждому человеку соответствует одно поле, на котором и нужно проводить все работы. Варианты заданий выглядят следующим образом (этот был честным образом сгенерирован так же, как и все остальные):
Кукуруза на зерно, Яровая пшеница, 250 га
Кормовая свёкла, 155 га
Овёс, Яровой рапс, 150 га
Первым пунктом идёт культура-предшественник, вторым — культура-последователь, далее, соответственно, площадь поля S. Некоторым достаётся вариант с единственной культурой, в этом нет ничего страшного.
Теперь нам нужно найти технологические карты по заданным культурам. В качестве творческого варианта можно использовать ТК с конкретного предприятия, но разумеется, можно попросту использовать информацию из методички. Она доступна по ссылке и вероятнее всего будет дополняться данными, поэтому рекомендую иногда скачивать её заново.
Технологические карты находятся в приложении Б методички, там отражены все культуры, которые есть в вариантах заданий. В них, как и во всём курсовом проекте, есть ряд условностей, но для наших задач всё более чем подходит.
Итак, каждый нашёл ТК по своим культурам и теперь перед нами встал вопрос размещения их в пространстве-времени. Если с пространством всё прозаично (ведь у нас уже есть конкретный размер поля), то со временем обычно возникают вопросы. Взглянем на схему (это просто пример и к нашему варианту задания не имеет отношения):
В первом варианте работы по культуре-предшественнику начинаются в первом году и заканчиваются её уборкой летом второго года. Затем, после некоторого перерыва, начинаются работы по культуре-последователю.
Во втором варианте нам задана единственная культура: работы по ней начинаются в первом году, а заканчиваются глубокой осенью второго, именно поэтому мы не успеваем начать работы по последователю и отбрасываем его.
Третий вариант аналогичен первому, только работы по предшественнику и последователю пересекаются. В этом нет ничего страшного; что с этим делать, мы разберём в следующих частях нашего эпоса.
В любом случае (сейчас — внимание), если обобщить, уборка культуры-предшественника должна произойти во втором году. И именно для второго года мы расписываем все операции. Те работы, что выпадают на первый и третий год, нас не интересуют.
Теперь на конкретных примерах из приведённого выше задания.
1 поле. Кукуруза на зерно имеет (это мы смотрим в методичку) дату начала работ 20 марта, окончания работ — 10 августа + 5 дней включительно = 14 августа. Если всмотреться в данную ТК, видно, что все работы выполняются в течение одного года, поэтому здесь начинаем расписывать операции отчётного года сразу с начала работ.
Открываем Excel (упаси вас небо делать всё это в ворде. Смысл?). Опенсорсные аналоги экселя также прекрасно подойдут. Итак, нам нужно внести все работы по кукурузе в черновик технологической карты поля. Перед непосредственно списком в вольной форме указываем заданные культуры и в отдельной ячейке — размер поля: это нам ох как пригодится. Далее делаем таблицу со следующими колонками (она в дальнейшем расширится, но пока так):
- Порядковый номер операции;
- Наименование операции;
- Единица измерения объёма работ;
- Сам объём работ, U;
- Дата начала работ;
- Длительность работ, Dр.
Переписываем, копируем-вставляем все данные, которые есть на текущем этапе. При этом в дате сразу пишем год, например, первая же работа по кукурузе будет иметь дату начала 20.03.2023: указываем следующий, второй на схеме, год.
Единицу измерения объёма работ можно сразу указать в гектарах для очевидно полевых (вспашка, боронование и т. д.) и в тоннах для очевидно транспортно-погрузочных (транспортировка, погрузка, скирдование). При возникновении непоняток можно пока пропустить единицу измерения для конкретной работы и вернуться к этому позже.
Объём работ равен размеру поля для всех работ, измеряемых в гектарах. Исключением является перекрёстный посев, при котором U = 2S (впрочем, в методичке такого не имеется в технологических картах). С работами в тоннах придётся несколько пораскинуть мозгами. С кукурузой нам придётся это сделать в самом начале:
Здесь определяющий операцией всей эпопеи с органическими удобрениями является их внесение в объёме 20 т/га. Поскольку мы работаем в Excel (мы ведь работаем в Excel, правда?), манипуляции здесь очевидны. Ранее мы указали в отдельной ячейке, скажем, D1, размер поля, поэтому в графе объёма работ для внесения органики пишем =20*$D$1 (особо пытливые читатели могут предложить сделать отдельную графу для нормы внесения и в дальнейшем умножать на значение из неё. Можно и так!) и сразу получаем результат, в нашем случае 5000 т. Сейчас не будем рассуждать, много это или мало, а просто продолжаем. Логично, что это же число идёт в объём работ что по перевозке, что по погрузке. В этих операциях просто приравниваем ячейку через =D$18$ (или какая там у нас ячейка).
При обработке таких операций настоятельно рекомендую сделать всё то же самое с датами. Погрузка удобрений должна выполняться в те же даты, что и основная операция (вывозка, внесение), поэтому для погрузки приравниваем дату и число дней к соответствующим значениям основной операции. Сейчас это может казаться нелогичным, но в дальнейшем избавит от части мороки.
...Итак, мы расписали все операции по кукурузе. Последователем у нас идёт яровая пшеница с началом работ 9 сентября. Радуемся, что работы не пересекаются во времени, и расписываем всё аналогично в продолжение той же таблицы. При этом заметим, что последняя работа по первому году начинается 25 сентября:
На вспашке работы в текущем году заканчиваются. Дальнейшие операции приходятся уже на следующий год, планированием по которому мы уже не занимаемся и соответственно операции 7, 8 и дальнейшие в таблицу не вносим. Итого получается нечто следующее:
Следующий этап курсовой работы рекомендую выполнять, когда все три человека полностью заполнят техкарты на нужный год, поскольку только тогда получится согласовать марки тракторов. Но это уже совсем другая история...
—
Вячеслав Егоров, старший преподаватель кафедры ЭМТП
P. S. Примеры по второму и третьему полям обязательно будут добавлены, но в целом читатель уже обладает достаточным багажом знаний для того, чтобы выполнить описанный этап курсовой.