Найти в Дзене

Перспективы развития STEM-образования: что это и почему так популярно

Оглавление

Корпорациям больше не нужны просто инженеры. Они ищут людей с инженерным мышлением, управленческими и гибкими навыками. STEM-образование в этом помогает.

Денис Кузьмин, директор Школы естественных наук ТюмГУ, Физтех-школы биологической и медицинской физики МФТИ и выпускник MBA «Сколково», знает о STEM все и даже больше.

В статье передаем знания, которые получили от Дениса Владимировича!

Что такое STEM

STEM — это образовательная модель на стыке разных дисциплин — Science, Technology, Engineering, Mathematics. Модель объединяет естественные науки и инженерные предметы в единую систему.

В основе STEM лежит интегративный подход — биологию, физику, химию и математику преподают не по отдельности, а в плотной связке друг с другом. Это помогает решать важные технологические задачи, а также учит рассматривать проблемы в целом, а не в разрезе одной области.

Еще один плюс — проектная форма научной работы студентов. Формат объединяет дипломный проект со стажировкой в технологической компании. Студенты получают опыт, который максимально приближен к будущей профессии. Работают над сложным технологическим проектом в команде, развивают профессиональные навыки и становятся гибче.

Почему растет спрос на STEM-образование

Это выгодно. Студенты получат актуальное образование и возможность трудоустройства сразу после выпуска, университеты — дополнительное финансирование и индустриальную экспертизу для образовательных программ. Компании решат кадровый вопрос и часть стратегических задач.

Образование в STEM-подходе готовит ценные кадры для полноценной работы в технологических компаниях после выпуска из вуза. Сегодня STEM-таланты — самые востребованные на рынке. За ними будущее.

STEM-подход к обучению закладывали в МФТИ с момента основания, поэтому Денис Владимирович легко научился в нем работать.

Университет как трамплин

Чтобы внедрять STEM в систему как можно раньше, нужно создавать специальные условия в вузах. Важно, чтобы в университете собирались таланты — не только студенты и профессура, но и управленцы.

Денис Кузьмин полагает, что преимущество такого образовательного процесса в том, что вы можете собрать мощную команду суперталантов, взяв в программу ребят из разных регионов. Это создает конкуренцию, что полезно для развития студентов, — сталкиваются люди разной практики, бэкграунда, взглядов.

«Наша Физтех-школа предлагает ребятам, которые успешно учатся в региональных университетах, где преподавать у них часть ключевых дисциплин будут сотрудники и профессура Физтеха, попробовать свои шансы при поступлении к нам в магистратуру. Это успешная модель: МФТИ дает свои стандарты, свою профессуру, свои методики региональным университетам, выступая как координатор и сетевой университет», — привел пример Денис Владимирович.

А какие перспективы?

Среди перспектив развития STEM-образования три направления: персонализация образования, фокус на проектном мышлении и командной работе, смешанный формат обучения.

Персонализация образования.

Большинство мировых университетов персонализируют образовательные программы — студенты посещают в обязательном порядке только несколько основных предметов, а остальные выбирают сами. С одной стороны такой подход раскрывает потенциал каждого студента, с другой — помогает подстроиться под запросы потенциальных работодателей.

Фокус образования на проектном мышлении и командной работе.

Современному бизнесу нужны инженеры с проектным видением, которые умеют работать в команде и руководить коллективом. Развитие этих навыков остается за бизнес-образованием.

Переход на смешанный формат обучения.

Подход поможет студентам свободнее планировать график и меньше зависеть от предоставления общежитий, университетам — привлечь преподавателей мирового уровня, которые не могут преподавать очно. В смешанном формате университеты это оптимизируют и повысят общую эффективность образовательного процесса.

STEM-модель должна стать частью образовательных программ университетов — это поможет выстроить единую систему подготовки, повысить эффективность образования, конкурентоспособность отечественной науки и промышленности на мировой арене.

Денис Кузьмин планирует развивать Школу естественных наук ТюмГУ в этом направлении!