Вы наверняка знаете, что революции в России обычно рожали дома. Статистика говорит: только 2% женщин доверялись стационару. Остальные женщины рожали дома - и вопрос о выписке перед ними не стоял.
Все изменилось, когда стали строить родильные дома. Теперь можно было не ютиться в коммуналке, скрываясь за ширмой от любопытных соседей, а гордо уезжать в роддом на схватках. Но появилась другая проблема, и имя ей - выписка.
В первой половине прошлого века родильницу отпускали домой на 9-12-е сутки, и раньше вырываться на волю было затруднительно. Никаких анализов крови и мочи в то время почти не назначали. Женщине измеряли пульс и температуру, оценивали положение матки и характер выделений. Рекомендовали лежать: считалось, что вставать с постели молодой маме нельзя. Боялись эндометрита, а еще, как пишут в литературе - опущения матки.
Брать кровь и смотреть лейкоциты стали только после Великой Отечественной войны - но в те далекие годы анализ делали только на 9-й день после родов. Современные акушеры недоумевают: кровь меняется за столько дней, в чем смысл? Но тогда было другое время и другие рекомендации. Не упали лейкоциты? Оставайся еще на неделю.
Занятно, но в лучшем положении оказывались деревенские женщины. Их никто не держал в стационаре. Акушерка принимала роды, задерживалась на три часа и уходила по своим делам. Дальше - делай, что хочешь: хоть лежи в постели две недели, хоть в поле пахать выходи. Муж не кормленный, корова не доенная, куры эти опять же. Активный образ жизни - нам и не снилось.
Медленно, но верно сроки заключения в роддоме уменьшались. Наши мамы помнят: выписка на пятый день, сразу после БЦЖ. Сегодня женщин обычно отпускаются на третьи сутки. Делают УЗИ, берут кровь, рекомендуют ЛФК и кормить по требованию. Вроде и жить можно, и все успокоились, но нет.
Пишут в умных журналах: кровь родильницам брать не надо. Зачем, говорят, вы лейкоциты смотрите - нет в этом пользы. Неинформативно и несовременно. И начинается: статьи, обсуждения, конференции...
Интересно, что будет в тренде еще через пять лет?
По материалам StatusPraesens, журнала для акушеров-гинекологов.