Один из основных признаков Православия – особое, почтительное и исполненное благоговения отношение к иконе. Это не просто изображение, православная икона является окном в духовный мир.
Основное предназначение иконописи – явление Божественной сущности в человеческом образе. С глубокой древности она служила понятным для всех языком, доходчиво поясняющим Святое писание.
На протяжении веков существуют два основных стиля написания иконы – канонический и живописный (его еще могут называть живоподобным, фряжским или академическим).
Каноническая икона – это условный и вневременной образ без чувственного, политического или коммерческого подтекста. Соответствие канону предполагает:
- условность изображения – выписываются не столько конкретные лица и предметы, сколько идея;
- отсутствие признаков плотской и чувственной выразительности образов;
- обратная перспектива – точка схода расположена не на линии горизонта в глубине иконы, а на уровне глаз стоящего перед ней человека. При этом удаленные предметы увеличиваются в размерах, а в прямой перспективе – наоборот;
- отсутствие внешнего источника освещения. Свет исходит от самого образа;
- изображение единовременно – в одной композиции могут быть объединены события и персонажи разных эпох. При этом сама композиция, в большинстве случаев, статична. Движение, как и эмоции, передаются намеками – наклоном головы и фигуры, взглядом и прикосновением;
- лица персонажей, как правило, изображаются фронтально. Даже если фигуры обращены друг к другу, лица развернуты в три четверти к человеку, смотрящему на образ.
Отказ от линейной перспективы обосновывается тезисом о том, что икона – это не картина. Иконописец изображает то, что ни он сам, ни его окружающие не видели. Воплощение образа полностью зависит от его духовного зрения, помогающего видеть не глазами, а сердцем.
И еще, икона не может быть «современной». Святой образ вечен. Он не отражает течение времени. Он не подвержен влиянию маркетинга и научно-технического прогресса, а также связанных с ними суетливых изменений во вкусах, моде и морали.
Живописный иконописный стиль отличается от канонического стремлением к внешней достоверности материального мира. Он начинает проникать в Россию из Европы во второй половины XVII века. Уже одно из названий – «Фряжское письмо» говорит о его иноземном происхождении. Фрягами на Руси называли выходцев из юго-западной Европы, преимущественно итальянцев.
Живоподобие Святых образов достигается за счет придания им объема путем светотеневого тонирования, а также использования прямой перспективы, детализации черт лица, прописывания натуралистичных элементов одежды и драпировок.
Одним из основоположников живописного стиля в русской иконописи считается Симон Ушаков (1626 г. – 1686 г.) – руководитель мастерской Оружейной палаты Московского кремля. Ему удавалось сочетать в работе наследие старых мастеров с новыми приемами. В частности это проявилось на иконе «Спас Нерукотворный», где реалистичные складки драпировки придают глубину композиции и усиливают впечатление от канонически выписанного лика Иисуса Христа.
Хотите узнать больше об истории иконописи? Приходите на наш бесплатный вебинар.
Ученики и последователи С.Ушакова сохраняли стиль «Оружейной палаты» до первой половины XVIII века. Иконопись этого периода отличает сдержанное моделирование объема, повышенная декоративность, широкое использование золотых пробелов. Собственно живописное, академическое письмо получило распространение уже в конце XVIII века, благодаря активной деятельности Академии художеств, основанной в 1775 году в г. Санкт-Петербург.
Академическое образование в среде иконописцев стало обычным явлением. Одновременно с иконописью, в России XVIII века бурно развивалось светская, в том числе портретная живопись. Это способствовало зарождению нового восприятия иконы – как реалистичных портретов Спасителя, Богородицы, Ангелов и Святых Угодников или как документов, фиксирующих, с максимальной исторической достоверностью, события Священной истории.
Кроме того, известны случаи, когда некоторые прижизненные портреты Святых, исполненные до их канонизации, брались за основу соответствующей иконографии.
Отношение Русской Православной церкви к «живоподобному письму» в разное время было неоднозначным. У Руси отсутствует собственное античное наследие. Иконопись пришла к нам в XII веке, уже после длительного периода своего становления и развития. О том, что христианское искусство основано на идеалах древней Эллады русским людям стало известно только в эпоху просвещения.
Вместе с тем со второй половины XVIII века живописные иконы, несмотря на свою схожесть с «картинами на религиозные темы» стали украшением значительного числа русских церквей. Некоторые из них признаны чудотворными. Перед ними молились великие русские Святые XVIII-XIX вв., в том числе Серафим Саровский, Иоанн Кронштадский, Оптинские Старцы и другие подвижники. В академическом стиле работали иконописцы монастырских мастерских на Святой горе Афон и Валааме. Уже в наше время в русских Православных Храмах мирно сосуществуют образа как канонического, так и живописного стилей, пользуясь любовью и почитанием многих поколений верующих.
Друзья, хотите узнать больше об истории православия, иконах и иконописи? Обрести мир в душе и найти свой путь к Господу?
Вам поможет «Русская иконописная школа «РИШ». В ней бережно сохраняется и преумножается древний язык христианских символов, тайны библейских сюжетов, профессиональные секреты и приемы мастеров-иконописцев, не преподаваемые в обычных учебных заведениях.
Основателем и руководителем «Русской иконописной школы РИШ» Еленой Стажук собран и обобщен опыт многих поколений русских православных мастеров. На его основе ею разработана уникальная методика, следуя которой ученики шаг за шагом добиваются потрясающих результатов.
Мы обучим мастерству иконописи даже тех, кто считает, что совсем не умеет рисовать. Наши онлайн уроки построены так, что человек, не державший раньше кисти в руках, быстро овладеет возможностью сотворить чудо написания настоящей иконы. Хотите узнать, как за одиннадцать шагов собственными руками написать настоящую икону – просто посетите наш бесплатный вебинар.
Если Вы еще не стали учеником «Русской иконописной школы «РИШ» – сейчас самое время это сделать. Приходите к нам учится. Мы поможем разобраться в некоторых вопросах православного искусства, не совсем очевидных и требующих размышления.
Изучив иконопись в «Русской иконописной школе «РИШ», вы сможете самостоятельно создать собственную семейную реликвию, а также написать иконы для своих детей, внуков, близких людей и хороших знакомых. Это станет для них бесценным подарком, и, возможно, убережет от неприятностей, сможет помочь в трудных жизненных ситуациях.
Расскажите о нас друзьям. Пусть об обучении иконописи узнает как можно больше людей. Рады будем видеть вас среди своих учеников.