Найти тему

Четвертая промышленная революция: панацея либо фикция? Часть 2.

В то же самое время Шваб признает, что несмотря на все технологические ухищрения, производительность труда серьезно не растет. По крайней мере, так, как это было в Первую, Вторую, Третью промышленные революции. Тогда введение новых, "прорывных" технологий увеличивало производительность на порядок. А что теперь? Какие-то жалкие пару десятков процентов роста.

По этому поводу сразу вспоминается давняя история, произошедшая еще во времена Третьей промышленной революции. Тогда правительства развитых стран настолько озаботились ростом производительности на промышленных гигантах, что сразу начали строить социально-ориентированный капитализм. На горизонте замаячила угроза 80-90% безработицы.

Не каждому в новом высокотехнологичном мире повезет так же, как Гомеру Симпсону. Большинству работников придется заново "искать" себя
Не каждому в новом высокотехнологичном мире повезет так же, как Гомеру Симпсону. Большинству работников придется заново "искать" себя

С тем вызовом, правда, человечество успешно справилось... Ведь в мире с той поры появилось огромное количество условно-бесполезных профессий (от фэшн-индустрии до копирайтинга), где можно проявить себя и заработать на хлеб насущный.

Ныне же, в эпоху ползучей глобализации, лавинообразный рост производительности несет несколько иные угрозы.

Давайте представим себе отрасль, настоятельно необходимую в современном мире, где по всему миру работают тысячи больших и малых предприятий. Допустим, это упаковка... Там применяются различные материалы и технологии, каждая из которых имеет свою нишу и область применения.

Вдруг происходит прорыв - появляется универсальная технология, которая способна заместить все существующие, причем с огромным отрывом в плане себестоимости.

ПЭТ - технология, способная похоронить всю планету под толстым слоем пластика за считанные годы
ПЭТ - технология, способная похоронить всю планету под толстым слоем пластика за считанные годы

Что происходит дальше? Остается несколько десятков крупных игроков, имеющих доступ к новой технологии. Эти компании, как правило, между собой никак не конкурируют, распределяя весь рынок по территориальному признаку. Ведь теперь транспортные издержки существенно влияют на цену продукции.

Так "сморщиваются" рынки. Триллионный рынок становится миллиардным, миллиардный - миллионным, а миллионный - копеечным...

И это прямой путь к монополизации и глобализации.

Выгодно ли это кому-нибудь? Очевидно, только тем, кто способен работать в новых условиях.

И вот мы имеем парадоксальную ситуацию... С одной стороны новые прорывные технологии всячески блокируются, потому что "лобби против", куда входят представители устоявшихся рынков с устаревшими технологиями, приносящими доход в триллионы долларов, всегда больше, чем "лобби за".

Ну, а с другой... Если кто-то кому-то что-то докажет, и новая технология "выстрелит", тогда "победитель получает все", ведь такова должна быть философия новой конкуренции. Философия, усугубляющая неравенство до уровня непреодолимой пропасти.

Победитель, который получил все. Ну или почти все...
Победитель, который получил все. Ну или почти все...

А мир... Он столкнется с проблемами иного характера... да взять хотя бы ту же ползучую безработицу... Трудовые ресурсы, высвобождаемые при росте производительности труда, вынуждены переучиваться и находить себя в других отраслях. И про это нам напоминает Шваб, правда, он оптимист и верит в изобретательность человечества. Он надеется, что рабочие найдут себе применение в другом месте, например, в сфере информационных технологий.

В конце концов, есть экономика по требованию... Всевозможные цифровые платформы, где "состыковываются" спрос и предложение, и можно при необходимости заказать такси, торт или "мужа на час", не выходя из дома.

Это кажется нормальным вопросом решения проблем занятости... Ведь там работой могут быть обеспечены миллионы оказавшихся ненужными людей.

Однако и тут есть жесточайшая конкуренция - система рейтингов сводит к нулю шансы на получение заказа новичком. А наблюдение за тем, как за трехдолларовыми заказами выстраивается очередь из нескольких десятков исполнителей, напрочь убивает всякую мотивацию. Таким образом, система не убирает барьеры, она лишь переносит их на другой, виртуально-цифровой уровень. Как и на рынке труда, происходит гонка за "талантами", а простой надежный и исполнительный работник перестает цениться.

А еще... Еще может произойти пересмотр технологий по всей цепочке, когда новые характеристики продукции будут требовать новых подходов к сырью... А новые свойства сырья будут определять изменения принципов производства, логистики, работы с отходами...

И на каждом этапе мы столкнемся с сопротивлением тех, кому выгодно старое... И нет никаких гарантий, что эту самую прорывную технологию не запихнут обратно на архивные полки какого-нибудь НИИ, когда общество столкнется с необходимостью что-то серьезно менять.

Тогда остаются старые, проверенные технологии, которые "допиливают", вводя многочисленные дополнительные опции разной степени полезности: бренд, консультации, гарантийное обслуживание, подключение к Интернету и дистанционное управление и т.д. Все то, что принципиально ничего не меняет, но за все это потребителю приходится платить и немало...

Иногда бренд стоит очень дорого.
Иногда бренд стоит очень дорого.

А это еще больше усугубляет неравенство: нижнему классу продукт становится недоступным, а средний класс оказывается в ситуации, когда условные деньги резко обесцениваются. С одной стороны, дорожает высококвалифицированный труд, с другой стороны, заработанные деньги быстрее тратятся на обремененные нематериальными активами "высокотехнологичные" продукты. Доходит до абсурда, когда простую надежную недорогую вещь приобрести уже нет никакой возможности - ведь это противоречит философии "вечного обновления и поиска"

А причина всего этого проста до банальности - ведь всякое удешевление в условиях свободной рыночной экономики есть фикция, ибо человек, основным мерилом которого является максимизация прибыли, никогда не смириться с тем, что в этом отношении что-то уменьшилось... Для него это негатив, кризис, неправильная ситуация. Несмотря на то, что этой прибыли хватает даже на расширенное воспроизводство... Такова парадигма современного капитализма.

Следовательно, все вышеописанное будет продолжаться. Как и будет стимулироваться повышенное потребление... Как и будет закладываться ускоренное устаревание... Будут навязываться модные дополнительные возможности, более современные, теперь уже "по-настоящему" технологичные модели и тому подобное.

А значит, никакой речи об устойчивом развитии быть не может, по крайней мере, пока вся мировая экономика построена на иллюзии под названием "максимизация прибыли". Но есть ли у нас альтернатива?

Должна быть... Во всяком случае, хочется верить.

Продолжение следует... Но это уже совсем другая история.