Как-то на детской площадке, на скамейке, рядом со мной сидела мама с двумя детьми.
Её младший ребёнок - совсем младенец - спал в коляске, старший - девочка примерно 4 лет, бегала рядом.
Периодически старшая девочка подбегала к маме со словами: «Ой, мамочка, я коленку ушибла!». Мама тут же обнимала девочку, и со словами: «Да ты моя хорошая, мне так жаль, иди поцелую!» дула на коленку.
Проходило 2-3 минуты, и дочка прибегала со словами: «Ой, мамочка, так больно, я съезжала с горки, и рукой ударилась!» Мама тут же откликалась, сочувствовала, и дула на ручку.
Они повторяли эту историю бесчисленное количество раз. Девочка наслаждалась вниманием мамы. По маме было видно, что эта ситуация изрядно ей надоела, но мужественно отыгрывала свою роль.
И ситуация эта была предельно понятна.
Мама, с недавно родившимся вторым ребенком - скорее всего невыспавшаяся, уставшая, с минимумом ресурса уделять много времени еще и старшему ребенку. И девочка, которая нашла беспроигрышный способ обратить на себя внимание мамы, - пожаловаться, что у нее что-то болит.
Они обе пытались получить свое: девочка - внимание мамы, мама - избавиться от чувства вины перед старшим ребенком, хотя бы пока младший спит.
Но, получая свое, они одновременно втягивали себя в многолетнюю, не очень здоровую модель отношений.
Если мама уделяет внимание ребенку только тогда, когда ему плохо, в мозгу ребенка возникает взаимосвязь: «Чтобы обратить на себя внимание мамы, я должен заболеть». Позже эта взаимосвязь закрепляется, и, с возрастом, трансформируется в привычный тип поведения: «Чтобы что-то в этой жизни получить, мне должно быть нехорошо».
Часто это становится нормой жизни.
Что должна делать мама, чтобы не сформировать такой тип поведения у своего ребенка? Сочувствовать, жалеть, уделять внимание своему ребенку, когда ему больно или он заболел нужно без сомнения. Это даже не обсуждается.
Вопрос в том, чтобы делать это НЕ ТОЛЬКО тогда, когда он заболел.