Прошло чуть больше месяца с завершения моратория на банкротства. Начался ли в Воронеже бум банкротств? И как это может отразиться на вашей компании?
Комментирует управляющий партнер «Амива», арбитражный управляющий Антон Палихов:
«Банкротств однозначно будет больше, чем в прошлые годы. И больше, прежде всего, за счет крупных промышленных компаний. Далеко не все из них смогли решить проблемы с поставками импортного оборудования, комплектующих и так далее. Закрытие крематория в Воронеже (из-за санкций не удается приобрести комплектующие для ремонта кремационной печи – прим. DF) – это лишь один из немногих ярких примеров. Я думаю, что цифра в 50 с лишним процентов тех, кто не решил окончательно эту проблему, в вашем опросе – https://t.me/factovrn/4659 – абсолютно справедливая. Пока они работают на том, что было закуплено раньше, и настоящие проблемы начнутся только в следующем году. При чем мелким компаниям проще: они более гибкие, да и редко есть потребность в чем-то уникальном, что не производят у нас.
Думаю, пик банкротств мы увидим в конце 2023 года. Я не могу сказать точно, насколько сильным он будет: может плюс 20%,а может больше – внешнеполитическая ситуация еще может измениться как в худшую, так и в лучшую сторону. Как в домино, банкротство одного крупного предприятия может потащить за собой проблемы у 5 и более мелких. Особенно, конечно, непросто придется тем, у кого моносотрудничество. Если вы из таких запасные варианты нужно искать уже сейчас.
Пока же бума банкротств не произошло. На это две причины – техническая и экономическая. Перед тем, как подать на банкротство, нужно опубликовать информацию о соответствующем намерении на Едином федресурсе. Эта возможность также была закрыта до 1 октября. И только через 15 дней после публикации можно подавать иск. Поэтому пока это успело сделать весьма небольшое количество кредиторов. И кого-то обанкротить сейчас – это очень дорого. Кредитор, подающий иск, в среднем должен внести на депозит около 400 тыс. рублей (независимо от суммы долга). Плюс юридические услуги – нередко это обходится в сумму около миллиона. А получить деньги с должника по самым скромным меркам можно только через год. Разве кто-то живет сегодня таким горизонтом планирования? Вот и не спешат подавать, хотя банкротство сегодня по-прежнему самый эффективный способ взыскать долги. В основном истцами выступают госорганы, а не коммерческие компании».