Найти в Дзене
GoArctic | ПОРА в Арктику!

Эксперт ПОРА: Строительство порта Индига станет ярким примером повышения связности арктических территорий

Инвестиционная декларация по строительству порта Индига получила недавно одобрение Росморречфлота. О значении этого проекта в контексте освоения Арктики рассказывает Вячеслав Марача, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник РАНХиГС, вице-президент Национальной гильдии профессиональных консультантов.

«Старт работ по созданию порта Индига позволит сформировать на карте российской Арктики еще одну мощную точку роста, опирающуюся на Северный морской путь и на материковую железнодорожную развязку, которую предстоит создать в русле проектов «Белкомур» или «Баренцкомур». С другой стороны, порт Индига сам станет еще одним опорным пунктом Севморпути. Этот инвестиционный проект яркий пример повышения связности арктических территорий, которая обеспечивается за счет формирования транспортной инфраструктуры с мультимодальными узлами, а также жизнеобеспечивающей инфраструктуры городов и поселков постоянного проживания на важных транспортных коридорах. Ключевая роль здесь принадлежит государству и крупным частным инвесторам, которые будут взаимодействовать через механизм ГЧП (порт Индига будет строиться именно так).

Интересно отметить, что вариант транзита товаров через Индигу и строительство в этом месте порта власти Российской империи рассматривали еще в XIX веке после Крымской войны. Вторая попытка состоялась в 1922 году, когда вопрос строительства порта был предложен отечественными учёными В.И. Ленину. А в 1928 году порт намеревались строить для вывозки печорского леса. Но это была далеко не первая подобная инициатива.

Ярким историческим примером успешно реализованных усилий государства в данном направлении является основание в 1916 году города Романов-на-Мурмане рядом с заложенным годом ранее Мурманским морским портом. Его создание в комплексе с железной дорогой, дающей выход на Санкт-Петербург, было связано со стремлением России получить выход в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив, чтобы бесперебойно доставлять военные грузы от союзников по Антанте в условиях блокады Чёрного и Балтийского морей. В настоящее время Мурманск является крупнейшим в мире заполярным городом, а Мурманский морской порт стал самым западным опорным пунктом и центром управления Севморпути.

Примером результативной работы частного инвестора по формированию транспортной инфраструктуры также является строительство порта Сабетта, торжественная закладка которого состоялась 20 июля 2012 года в 5 км к северо-востоку от одноименного вахтового посёлка. Порт строился в рамках проекта «Ямал СПГ». В порту построен завод СПГ. Первые грузовые суда пришвартовались к причалу порта Сабетта уже в октябре 2013 года. Первая очередь порта начала работу 5 декабря 2017 года. В 2019 году после выхода завода СПГ на полную мощность грузооборот порта составил 19,5 млн тонн почти четверть от планового грузооборота Севморпути (80 млн тонн). Численность населения вахтового поселка достигла 22 тыс. человек.

В 2009 году «Газпром» построил железную дорогу «Обская Бованенково Карская» протяженностью 572 км самую северную из действующих железных дорог в мире. При этом в 2016 году был утвержден проект ГЧП строительства железнодорожной линии необщего пользования Бованенково Сабетта (Северный широтный ход-2). Она станет заключительным звеном выхода Северного широтного хода (Обская-2 Салехард Надым Пангоды Новый Уренгой Коротчаево) на Северный морской путь. Ее протяженность превысит 170 км. Реализация проекта позволит сделать Сабетту самым восточным портом Севморпути с подведенной железной дорогой второй после Мурманска подобной опорной точкой (или третьей если порт Индига будет построен раньше).

Для строительства Северного широтного хода (СШХ) протяжённостью 707 километров в 2018 году заключено концессионное соглашение. Помимо выхода на Северный морской путь, СШХ обеспечит транспортную связность западной и восточной частей ЯНАО. Подобная связность делает рентабельными производственные проекты, реализация которых ранее была невозможна или нецелесообразна из-за дороговизны доставки стройматериалов, сырья, комплектующих, а также вывоза готовой продукции. Западная оконечность СШХ после строительства моста через Обь получит выход на Лабытнанги и далее в европейскую часть России, а восточная через Северную и Свердловскую железные дороги на Урал. СШХ обеспечит развитие промышленности и транспорта ЯНАО и УрФО, а в случае продолжения до морпорта Дудинка («восточное плечо» СШХ) пройдёт через комплекс нефтегазовых месторождений Восточной Сибири и получит связь с Норильской железной дорогой, а также еще один выход на Севморпуть.

Говоря о значении транспортного комплекса и связности территории для развития Арктики, необходимо отметить вдохновляющую роль, которую для графа С.Ю. Витте, сомневавшегося в необходимости строительства Транссиба только ради военного транзита, сыграла концепция Д.И. Менделеева о железной дороге как факторе освоения новых земель. Он полагал, что для создания постоянного поселения на территории, куда пришла железная дорога, необходимы три фигуры: врач, священник и учитель. Спустя десятилетие эта концепция воплотилась и при освоении Арктики: Мурманск стал не только стратегически значимым портом, но и крупнейшим в мире заполярным городом именно благодаря железной дороге.

Сейчас эта история повторяется с портами Сабетта и Индига. При этом мы можем опираться на современные стратегические документы федерального и регионального уровня, госпрограммы, институты развития и механизмы ГЧП. Повышение транспортной доступности и связности территории увеличивает эффективность применения всех перечисленных выше инструментов, а также расширяет возможности оказания поддержки развитию собственного производства. Для этого требуются не только технологии, исходные материалы и комплектующие, но и поддержание жизни за Полярным кругом. Местное сообщество арктических поселений сейчас это, конечно, не только врач, священник и учитель, как во времена Д.И. Менделеева. Это представители широкого круга современных профессий. Государственная поддержка и участие бизнеса в развитии жизнеобеспечивающей инфраструктуры городов и поселков постоянного проживания на узловых точках важных транспортных коридоров, в том числе с применением механизмов ГЧП, позволит заинтересовать местное сообщество в эффективном взаимодействии с производственным бизнесом».